«Дружба» требует очистки

В трубопроводе вновь оказалась «грязная» нефть

Еще совсем недавно, 17 июня, всем казалось, что жирная точка в скандале о поставках загрязненной российской нефти на экспорт в Европу весной нынешнего года, наконец, поставлена — первая партия кондиционного сырья из России, пройдя транзитом Белоруссию и Польшу, достигла конечной цели маршрута — Германии, где сконцентрированы основные клиенты отечественных поставщиков. Это позволило «Транснефти» утверждать, что с 1 июля магистраль в направлении стран Евросоюза заработает в полном объеме.

В трубопроводе вновь оказалась «грязная» нефть

тестовый баннер под заглавное изображение

Однако буквально два дня спустя, 19 июня, на участке трубопровода «Дружба», который идет из Белоруссии в Польшу, было зафиксировано новое загрязнение сырья. По мнению представителей «Транснефти», ответственность в этом случае лежит на белорусской стороне, где гарантия, что отечественная экспортная трубопроводная система, приносящая за счет поставок энергоресурсов за рубеж в федеральную казну львиную долю всех доходов, в какой-то момент не даст сбой? Такое развитие событий чревато не только внушительными финансовыми потерями, но и грозит испортить репутацию государства на международном уровне.

Новое загрязнение нефти хлорорганикой было зафиксировано на одном из участков нефтепровода «Дружба» на границе Белоруссии и Польши. В «Транснефти» утверждают, что в июне со стороны России в Белоруссию в сторону этого участка нефть с повышенным содержанием хлорорганики не отправлялась, а наиболее вероятной причиной повышения концентрации вредных соединений «стало автоматическое включение системы раскачки дренажных емкостей на нефтеперекачивающей станции Кобрин».

Одну из версий произошедшего озвучила «Независимая газета»:

«это подтверждение слухов о том, что «Транснефть» ведет переговоры с польскими и белорусскими партнерами о создании, в том числе на территории Польши, «хлорных банков» — специальных центров по компаундированию загрязненного сырья с качественной нефтью для снижения концентрации агрессивных соединений».

Факт нового загрязнения экспортной нефти моментально заставляет вспомнить о недавней скандальной истории с поставкой по трубопроводу «Дружба» некондиционного сырья из России, которая привела к выходу из строя зарубежных транспортных и перерабатывающих предприятий.

Тогда, в апреле-мае, выдвигалось немало предположений, как нефть сомнительного качества оказалась в экспортном трубопроводе.

Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин заявлял, что загрязнение нефти в трубопроводе «Дружба» произошло через частный «Самаратранснефть-терминал», который принимает нефть нескольких малых производителей. По данным компании, по факту происшествия было возбуждено уголовное дело. При этом СТНТ в понедельник отвергла обвинения: в заявлении компании говорилось, что она не имеет и не может иметь никакого отношения к точке вброса «грязной» нефти в трубопровод «Дружба», а упомянутый в заявлении «Транснефти» терминал был продан компанией в 2017 году в адрес ООО «Нефтеперевалка»..

«Реальная практика состоит в том, что стандартная российская нефть, добываемая компаниями-отправителями, изымается из трубы и перекидывается на бесконечное множество – десятки и сотни – мини-заводов, которые прилепились к «Транснефти», — объясняет директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко в http://www.ng.ru/kartblansh/2019-06-20/3_7603_kart2.html. — Там из нее извлекаются легкие фракции, а назад в трубу сливаются отходы низкотехнологичной перегонки, непереработанные остатки нефтехимического производства и посторонние примеси, разбавленные растворителями. Отсюда — обнаруженный поляками хлороформ и прочие ингредиенты нефтехимии, которых ни при каких обстоятельствах не может быть в добычной нефти».

Среди пострадавших от загрязнения «Дружбы» оказались как российские, так и зарубежные компании: некачественное сырье попало в Белоруссию, Польшу, Германию, Венгрию и другие государства. Общий объем некондиционной нефти, поставленной по нефтепроводной системе «Дружба», составил около 3 млн тонн.

После того как 7 мая министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что «Транснефть» начала контролировать содержание хлорорганических соединений, которые и стали причиной снижения качества сырья, на ежедневной основе, рынок успокоился. Трубопроводная монополия регулярно информировала о постепенном восстановлении работы трубопровода, хотя из четырех веток «Дружбы» ей удалось полностью запустить только одну. Последовавшее сейчас выявление загрязненной нефти на границе Белоруссии и Польши оказалось для «Траснефти» неприятным сюрпризом.

Тем не менее, у холдинга еще с прошлого раза остаются нерешенные вопросы. В частности, как отмечает директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко, нет понимания, «что происходит и будет происходить дальше с миллионами тонн «грязной» нефти, попавшей в апреле в нефтепровод «Дружба». По сообщениям СМИ , 9 июня концерн «Белнефтехим» сообщил, что уже вернул реверсом в Россию около 500 тыс. тонн некондиционного сырья, требующего очистки. Где и как будет осуществляться этот процесс, пока остается неясным Сейчас в белорусских трубопроводах и резервуарах остается более 600 тыс. тонн загрязненной нефти.

По словам Бондаренко: «Сама ситуация с «Дружбой» — прямой результат компаундирования. При этом публично  объявляется, что единственным средством устранения результатов компаундирования является, представьте себе, компаундирование, — добавил эксперт. — Мастерство «Транснефти» в том, что, попав в скандальную ситуацию, она технично и последовательно превращает ее в источник извлечения дополнительной выгоды для себя. Кому война, что называется, а кому мать родна», — резюмирует он.

Тем не менее, «Транснефти» стоит подготовиться к значительным затратам на возмещение убытков импортеров — европейских клиентов отечественных производителей.

«Что касается возмещения убытков, «Транснефть» предлагает ввести универсальный дисконт в 15 %, — рассказывает Бондаренко, — что совершенно неприемлемо: ведь убытки у всех: отправителей, грузополучателей, нефтепереработчиков — складываются по-разному. Это и убытки получателей некондиционного сырья, которые вынуждены были перерабатывать его или отправлять назад, и убытки, связанные с простоем заводов в России и за границей, выходом из строя оборудования,  необходимостью получения нефти из других источников с более высокими транспортными расходами и более сложной логистикой. Это компенсации за срыв контрактных сроков и снижение объемов поставок».

В настоящее время пострадавшие от «грязной» нефти оценивают свой ущерб. Белоруссия намерена завершить подсчет убытков после завершения ремонтных работ на своих нефтеперерабатывающих заводах, которые будут проводиться в течение августа и сентября.

Свои претензии также готов предъявить польский концерн Orlen. Как заявил председатель правления компании Даниель Обайтек: «Часть загрязненной нефти была переработана, но нам пришлось ее смешивать, использовать стратегические запасы. Таким образом, мы понесли определенный ущерб».

По оценкам отраслевых экспертов, суммы ущерба и компенсаций могут составить от сотен миллионов до миллиарда долларов и выше. «Среднемесячные поставки по «Дружбе» варьируются в среднем в пределах 4,2 млн т в месяц. Это значит, что итоговый простой повлечет за собой сокращение поставок на 15 млн баррелей Urals, что составляет примерно $1 млрд выручки российской нефтянки. То есть в совокупности с затратами «Транснефти» на очистку «Дружбы» и компенсацией партнерам по контрактам можно ожидать даже большей цифры», — полагает аналитик «БКС Брокер» Константин Карпов.

В свою очередь, управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева указывает, что использование альтернативных маршрутов поставок нефти может быть весьма затруднено и влечет за собой дополнительные расходы. «Объем потерь пока не озвучивался, но очевидно, что сумма растет с каждым днем: и за счет неустоек, и за счет увеличения расходов на транспортировку, ведь танкерные поставки значительно дороже и, что немаловажно, дольше. Кроме того, есть проблема с нехваткой судов: танкеры фрахтуются за две недели, а то и за месяц до поставки», — отмечает Косарева.

Впрочем, помимо коммерческих аспектов, в ситуации с загрязнением нефти в трубопроводе «Дружба», есть и проблемы имиджевого характера. По словам президента Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Примакова РАН Александра Дынкина, эта история моментально была подхвачена «активистами», главной задачей которых является зарождение сомнений в надежности нашей страны как поставщика качественных ресурсов. «Время от времени зарубежные СМИ включаются в кампании недобросовестной конкуренции по отношению к российскому экспорту… Поставки некачественной нефти стали долгожданным подарком таким пропагандистам», — отмечает Дынкин.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру