В первую очередь планируется повсеместно снижать высокие тарифы на электроэнергию и доводить их до определенного эталона. В дальнейшем эталонный принцип собираются распространить на все услуги ЖКХ. Пока же антимонопольщики то и дело фиксирует переплату за «коммуналку», которая может достигать 100%. Эксперты относятся к законопроекту с осторожностью: желание выкачать деньги у населения не остановить эталоном.
В январе 2019 года ФАС совместно с Минэкономразвития представила законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», который вводит эталонный принцип формирования тарифов. Документ разработан во исполнение поручений Президента РФ Владимира Путина «с целью защиты интересов потребителей, а также обеспечения устойчивого экономического роста, в частности, на основе увеличения благосостояния населения». Кроме того, введение эталонного тарифа, по замыслу разработчиков, должно стимулировать всех участников системы ЖКХ к использованию ресурсосберегающих технологий, а инвесторов — к вложению средств в развитие и восстановление инфраструктуры.
ФАС усиленно продвигает эталонный принцип формирования тарифов. По словам главы ведомства Игоря Артемьева: «Наша мечта — принять его в 2019 году». Что же ждет потребителей, если мечта станет реальностью?
Регулировали, да не вырегулировали
По подсчетам антимонопольных служб, в разных регионах России максимальный платеж за услуги ЖКХ может превышать минимальный, например, в 55 раз, если речь идет о водоотводе, или в 40 раз — если о водоснабжении. При таком разбросе цифр некие средние тарифы, которые устанавливает правительство, становятся совершенно бессмысленными. Руководитель ФАС Артемьев ранее заявил, что россияне вдвое переплачивают за услуги ЖКХ. В «тарифном хулиганстве», по его словам, виноваты местные власти, до которых антимонопольная служба никак не может дотянуться. «Граждане в большинстве своем по многим коммунальным позициям давно переплачивают больше 100% себестоимости. И все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам, — это все чушь собачья, — сказал он. — Мы давно им все переплачиваем. Они на это дело содержат различного рода рестораны, дома отдыха для себя, охотничьи заимки». По мнению Игоря Артемьева, единственное, что может помочь беднеющим российским потребителям, — это законопроект о тарифном регулировании, который ФАС и подготовила.
Еще в августе 2018 года Владимир Путин поручил правительству осуществить переход на эталонный принцип формирования тарифов с лета 2019 года. Речь об установлении расценок на жилищно-коммунальные услуги на длительный срок — 5–10 лет.
Пока ситуация с выполнением этого поручения складывается следующим образом. По словам вице-премьера РФ по строительству Виталия Мутко, выявить единый эталон для всех российских регионов невозможно: где сырой нефтью топят, где мазутом, плюс стоимость доставки сырья всюду разная. В кабмине прорабатывают возможность ограничения возможностей региональных властей. Но местные чиновники и ресурсники то и дело находят всевозможные лазейки, чтобы изменить тариф в одну-единственную сторону, — увеличения.
Если новую методику расчета внедрят, местным управленцам и поставщикам ресурсов в домохозяйства будет запрещено поднимать тарифы для населения выше установленного «потолка». Однако и тут не без нюансов. В том случае, если региональная власть сможет доказать ФАС необходимость увеличения расценок на коммунальные услуги, сумма в платежках граждан снова вырастет. Но в антимонопольной службе считают, что такая эталонная технология позволит сократить разницу в тарифах между соседствующими российскими регионами.
Иначе говоря, внедрение новой методики расчета должно помочь сэкономить тем, кто теперь переплачивает за «коммуналку», и не увеличить действующие платежи тем, кто платит за услуги ЖКХ столько, сколько нужно.
Возьмем, к примеру, электричество. В каждом российском регионе тарифы попытаются привести к единому знаменателю. Замруководителя ФАС Виталий Королев говорил, что в первую очередь регулятор планирует привести к эталонным значениям сбытовую надбавку, посредством которой зарабатывают поставщики электричества. В настоящий момент она рассчитывается как процент от цены приобретенной на оптовом рынке электроэнергии. Ресурснику выгодно покупать электроэнергию дороже: чем больше он заплатит, тем выше тарифы на электричество установит для населения. «Регионы, в которых сбытовая надбавка находится на более высоком уровне, будет доведена до эталонной в течение двух лет. В регионах, в которых сбытовая надбавка ниже, она повысится в течение трех лет», — сказал чиновник. Изменение тарифа в сторону роста не удастся утаить от населения. Зная эталонный предел, потребитель легко сверит, сколько должны были начислить, а сколько начислили на самом деле, посмотрев в свою платежку. Цифра может быть меньше эталона, но больше — нет.
Но пока это — теория. А как будет на деле? Независимые эксперты предупреждают: внедрение эталона может спровоцировать тарифный рост.
Разные регионы — разные тарифы
Создается впечатление, что не только население испытывает сложности с подсчетом суммы платежей, но и сами чиновники зачастую не имеют особого представления о том, переплачивают ли граждане или же наоборот, отметил в разговоре с «МК» эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев: «Совершенно очевидно, что необходимо сделать весь процесс максимально прозрачным — пользователи должны иметь возможность самостоятельно рассчитать сумму, которую они видят каждый месяц в квитанции. Ну а пока остается надеяться на уравниловку от ФАС».
Сейчас у нас установление тарифных ставок отдано на откуп региональным властям, которые уже сами выстраивают договоренности с ресурсоснабжающими организациями. «Эталонный тариф призван освободить энергетиков от принятия произвольных решений чиновниками как в сторону завышения, так и в сторону занижения тарифов. Иначе говоря, планируется этим новшеством в том числе снизить коррупцию на местном уровне», — считает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. Также, по мнению чиновников из ФАС, новый тариф обеспечит приток инвестиций в отрасль за счет роста конкуренции.
Хочется верить, что установление эталонных пределов приведет к положительному результату как для ресурсоснабжающих организаций, так и для населения, говорит директор АНО «Организация народного контроля» Наталья Чернышева. Однако, по ее словам, сейчас в различных регионах очень большой разброс тарифов, и это, разумеется, вызывает вопросы.
«Для того чтобы установить правильную методику расчета эталонных тарифов, необходимо провести детальный аудит тарифообразования в разных областях — по электроэнергии, воде, теплу и другим ресурсам. Разговоры о том, что тарифы надо рассчитывать, например, исходя из стоимости кубометра воды в водохранилище, а не из того, сколько могут максимально заплатить потребители, ведутся уже давно. Но на практике пока ничего не меняется», — отметила она.
Чернышева считает, что если подобный аудит будет проведен и такая методика будет разработана, это обязательно должно привести к существенному снижению тарифов. В противном случае непонятно, ради чего огород городить с эталонами. «Нужно установить правила, например, что тарифы по регионам не могут отличаться от эталонных на определенную величину. Это станет принципиальным отличием от нынешнего положения дел», — подчеркнула спикер.
По мнению Натальи Чернышевой, если законопроект и будет принят до конца июля текущего года, то только в самом сыром и непроработанном виде, так как на тестирование методики требуется гораздо больше времени.
В последние 2–3 года тарифы на электроэнергию растут темпами, которые не соответствуют даже текущим параметрам инфляции. Мы видим в этой сфере полную вакханалию. Государство имеет все полномочия по отмене решений, принятых с нарушением законодательства. Однако мер не принимает».
Специалист убежден в том, что необходима ясная модель ценообразования с четким объяснением всех затрат, а также автоматизированная информационная среда, которая позволит регулятору видеть реальную тарифную картину по всем российским регионам. По его мнению, уже в рамках ее можно будет принимать взвешенные решения, учитывающие влияние одной отрасли на другую, чего нет сейчас.
Эталоном по потребителю
Идея внедрения эталонного тарифа возникла из-за продолжительного периода курсовой стабильности рубля, считает эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский. Однако, отмечает он, все хорошее рано или поздно заканчивается, и нельзя исключать, что российский рубль вновь начнет дешеветь. В таком случае, предупреждает эксперт, все ранее установленные ГОСТы и прочие шаблоны, по которым производились расчеты, автоматически прикажут долго жить. «Если рубль рухнет, сама идея перехода на систему эталонных тарифов будет отвергнута. Ресурсоснабжающие организации — по сложившейся традиции — сразу же начнут «заламывать руки» законодателям и причитать, что их расходы сильно выросли и они работают на грани рентабельности, — говорит Рожанковский. — Значит, долой всяческие эталоны, а тарифы на услуги ЖКХ надо повышать просто потому, что надо. Сценарий настолько заезженный и отработанный за последние годы, что тут даже другие варианты развития событий нет смысла рассматривать».
То есть главный минус эталонного тарифа для отечественных потребителей — его недолговечность. Чуть что — так сразу страдает кошелек. Если закон примут, на первых порах россияне будут платить меньше, а спустя некоторое время — больше, причем с существенным перевесом. Так что это — знакомая всем игра в «оттягивание неотвратимого».
О том, что внедрение эталонных тарифов не даст населению сэкономить, ранее говорил Алексей Малоземов. «На одном только рынке электроэнергии после внедрения такого принципа расходы потребителей увеличатся на 40 млрд рублей, вместо заявленной экономии в 12 млрд. Вот такая забота о потребителях», — отмечал эксперт.
Почему ожидаемая экономия может обернуться переплатой? По многим причинам — начиная от макроэкономических (к примеру, вспоминая опыт прошлых лет, правительство может учитывать падение курса рубля или взлет инфляции) до сугубо отраслевых. Имеются в виду конкретные «хотелки» ресурсников, которые будут пытаться продавить через ФАС повышение тарифов, уповая на то, что в противном случае они могут оказаться банкротами.
«Однозначного эффекта повсеместного снижения не будет, — считает аналитик Иван Капустянский. — Более того, после введения нового эталонного тарифа в целом по стране стоимость услуг ЖКХ может вырасти. Такая ситуация возможна, если в большинстве регионов с высокой плотностью населения долгое время поддерживались низкие тарифы».
Эксперт Геннадий Николаев, со своей стороны, считает, что законопроект могут принять в скором времени, так как «антимонопольщикам необходимо заполнить информационные пробелы». «Так, например, в конце прошлого года выяснилось, что чиновники не имеют представления о том, как именно рассчитывать эталонные тарифы в сфере теплоснабжения, — напомнил он. — После должного исследования со стороны правительства вполне может оказаться, что справедливая стоимость услуг на деле гораздо выше, чем текущая, учитывая плачевное состояние коммунальной отрасли, где остро нужны деньги не только на содержание инфраструктуры, но и на развитие».
И если так, то недостающие отрасли деньги опять сдерут с начисления — теперь уже по эталону.