Вариант доставки российского газа в европейские государства с 1 января 2020 года, когда закончится действующий контракт на использование нашей страной украинских трубопроводов, по словам исполнительного директора «Нафтогаза» Юрия Витренко, заключается в следующем. Вместо нынешней схемы, по которой «Газпром» продает газ своим партнерам из ЕС на украинско-европейской границе (то есть, после его транзита через Незалежную), будут заключаться, так называемые, своповые контракты, предусматривающие передачу топлива «Нафтогазу», который продолжит заниматься его транспортировкой в Евросоюз, на российско-украинской границе.
Ответственность за точность объемов экспорта и своевременные сроки доставки газа должны взять на себя европейские покупатели российского топлива — Словакия, Венгрия, Польша и Румыния. Вместо транзитной ставки, по поводу которой Киев сейчас напрямую договаривается с Москвой, будут рассчитываться маржа (доходность) «Нафтогаза», причем, в ее оценке будут принимать участие представители ЕС.
По словам замглавы Фонда энергетической безопасности Алексея Гривача, условия, которые выдвигает Киев по урегулированию разногласий с Москвой относительно транзита, выглядят довольно странными. Фактически, за счет своповых контрактов Украина пытается обойти европейские правила газового рынка, которым она обещала соответствовать. С будущего года газотранспортная система Незалежной, которую сейчас контролирует «Нафтогаз», будет выделена в отдельную структуру — такие требования предъявляет ЕС. Если вместо долгосрочного соглашения будут заключаться сделки на условиях «своп», то украинский холдинг «на бумаге» не будет иметь отношения к транзиту, но контроль над трубопроводами сохранит. «Риторику Киева, скорее, можно объяснить внутренней борьбой политико-экономического истеблишмента Украины за газотранспортную систему страны», — полагает эксперт.
«Газпром» вряд ли согласится на условия Киева. Это косвенно подтверждают менеджеры монополии. По словам замглавы «Газпрома» Елены Бурмистровой, российская компания готова обсуждать различные сроки контракта с Украиной, но «не понимает, с кем это делать». «Мы гибки в наших подходах и готовы обсуждать любые варианты, когда мы поймем, с кем», — отмечает менеджер.
У «Газпрома» есть несколько предложений по продлению транзита топлива после 2020 года. Один из них предусматривает заключение не только соглашения о транспортировке российского топлива через Незалежную, но и подписание с Украиной прямых контрактов на поставку газа по цене на 25% меньше рыночной. Газотранспортную систему наша сторона предлагает отдать в управление совместному консорциуму.
Второй вариант, озвученный буквально на днях, предполагает открытие новой странички в российско-украинских газовых отношениях. По словам члена правления «Газпрома» Сергея Кузнеца, можно начать переговоры «с чистого листа» — оставить в силе часть судебных решений, принятых европейскими юридическими инстанциями, и заключить мировое соглашение.
Как отмечает Гривач, пока у Киева нет внятной позиции относительно будущих газовых взаимоотношений с Россией. Выгодное предложение о скидке и создании совместного консорциума, который мог бы заняться реконструкцией украинских трубопроводов, было отвергнуто. Идея начать все «с чистого листа» также не находит понимания — Киев рассчитывает получить с «Газпрома» деньги по искам, которые сейчас рассматриваются в Европе. Не исключено, до очередных трехсторонних газовых переговоров между Россией, Украиной и ЕС, которые намечены на сентябрь, возникнет еще не одна концепция, в которой Незалежная сможет попытаться сохранить свое место в цепочке поставок газа из нашей страны в Европу. Ведь цена вопроса — немаленькая: $3 млрд в год.