Россиянам пригрозили ограничениями на продажу алкоголя и табака: где теперь покупать

Магазины «у дома» могут переквалифицироваться в алкомаркеты

Минздрав поддержал депутатскую инициативу о продаже алкоголя и табака исключительно в специализированных торговых точках. Таким образом ведомство хочет защитить здоровье российской молодежи, оградив несознательных потребителей от необдуманного приобретения спиртного и сигарет. Иначе говоря, сделать так, чтобы отправившись за хлебом в магазин «шаговой доступности», человек не ушел оттуда с бутылочкой «беленькой». За алкоголем придется идти специально и в другую торговую точку. Не все властные инстанции разделяют, казалось бы, благие намерения Минздрава. Ритейлеры вряд ли откажутся от прибыли с продаж дурманящего товара. Им проще назвать себя алкомаркетом или табачной лавкой, убрав из ассортимента молоко и хлеб, чем отказаться от прибыли.

Магазины «у дома» могут переквалифицироваться в алкомаркеты

В январе 2019 года группа депутатов во главе с Андрем Свинцовым внесла на рассмотрение Госудмы законопроект, предлагающий запретить обычным магазинам торговать алкоголем и сигаретами. Для продаж такого товара предлагается создать специализированные торговые точки, куда будет строго воспрещён вход несовершеннолетним гражданам. Законотворцы полагают, что данная мера позволит снизить уровень «спонтанного потребления» алкоголя и табака. Минздрав дал положительную оценку инициативе депутатов, видимо, согласившись с тем, что зайдя в магазин за йогуртом и чипсами, неожиданно для себя покупатель может, например, приобрести коньяк.

Но торговля — это, прежде всего, бизнес, а алкоголь и табак — товары доходные и высоколиквидные. Из законопроекта выходит, что торговым сетям могут запретить торговать как раз тем, что и приносит сейчас львиную долю реальной выручки. А заодно и помогает торговцам поддерживать определённый уровень прибыльности, не прибегая без острой необходимости к повышению цен на большинство других товаров.

«Реальность такова, что десятки тысяч магазинов по всей стране просто закроются, оказавшись разом совсем без алкогольной выручки. А оставшиеся, может быть, за исключением самых крупные сетевых ритейлеров (и то не факт!), будут вынуждены поднять цены на все остальные продукты и на вполне обычные товары народного потребления, — отметил в разговоре с «МК» шеф-аналитик ГК ТелеТрейд Пётр Пушкарёв. — Таким образом пострадать от новшеств рискуют вовсе не покупатели различных видов «опиума для народа», а все потребители без исключения».

Кроме того, по мнению аналитика, есть риск, что в деревнях и других мелких населённых пунктах, где специализированных алко-табачных магазинов не откроют, будут гнать рекордные объёмы самогона, который и станут употреблять люди после тяжелых трудовых будней, лишившись легальной альтернативы.

Эксперты алкогольного рынка считают, что шансы на принятие такого закона не велики, несмотря на положительное заключение Минздрава. Ведь это не единственное ведомство, дающее свою оценку законопроекту. Между тем, отрицательное заключение на проект уже подготовили в Минэкономразвития, мотивировав это как раз тем, что инициатива может привести к снижению числа магазинов, которые торгуют социально значимыми продуктами, и в Федеральной антимонопольной службе, поскольку проект явно не способствует здоровой конкуренции, и может вымыть из торговли множество мелких магазинов и создать преимущества лишь для оставшихся крупных.

Как утверждают эксперты, существенная часть выручки магазинов шаговой доступности состоит как раз из продаж алкоголя и табака. Даже хлеб и молоко идут уже как сопутствующие товары. Доходность от их продажи крайне невелика. В случае введения запрета, торговым точкам будет проще переквалифицироваться непосредственно в алко- или табакомаркет, нежели продолжить торговать социально значимыми товарами, лишившись самой доходной статьи. Другой вариант — остаться продавцом хлеба, «молочки» и товаров для дома, но взвинтить цены на свой ассортимент, чтобы хоть как-то отбить алкогольно-табачные потери.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27996 от 14 июня 2019

Заголовок в газете: Будем меньше пить? Будем меньше есть!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру