С предупреждением о возможном росте цен на топливо к вице-премьеру Дмитрию Козаку обратились Независимый топливный союз и Российский топливный союз, объединяющие трейдеров и владельцев независимых АЗС.
Они обратили внимание, что с середины апреля по середину мая оптовые цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже на самые востребованные марки бензина выросли на 19–23%. В ряде областей вслед за оптом повысились и розничные тарифы: на некоторых заправках, например, Саратовской области стоимость Аи-92 и Аи-95 повысилась на 10–11%. Если чиновники оперативно не вмещаются в ситуацию, предупреждают независимые ритейлеры, повышение цен распространится на весь розничный топливный сектор.
Предупрежден — значит, вооружен. Однако российское правительство обновлять свой арсенал «боеприпасов», предназначенных для борьбы с бесконтрольным ростом стоимости бензина, не спешит. В начале апреля правительство и нефтяники заключили новое соглашение о заморозке цен, которое будет действовать до 1 июля. Иными словами, власть вернулась к самому проверенному и эффективному инструменту регулирования топливного рынка — ручному управлению.
Теперь чиновники уверены, что с головной болью, вызванной скачущими тарифами на АЗС, они не столкнутся, по крайней мере, еще месяц. Как заявил вице-премьер Дмитрий Козак, ответственный в кабмине за ТЭК, биржевые цены на бензин внутри страны взлетели вслед за котировками на углеводороды на мировом рынке. Также подорожание топлива в оптовом сегменте на 20% за месяц чиновники объясняют сезонным увеличением спроса на нефтепродукты. Они уверены, что удорожание в опте не приведет к скачку цен в рознице.
Столь же хладнокровно настроены и в Федеральной антимонопольной службе, в числе прочих ответственной за ценовую стабильность на топливном рынке страны: там считают, что рост цен на топливо не превысит уровень инфляции. «Повода для паники нет. Мы выходим в период высокого спроса и будем мониторить ситуацию. В случае чего применим меры антимонопольного реагирования», — обещает начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.
Объяснения представителей правительства отчасти справедливы. В середине апреля баррель укрепился до $75, что произошло впервые за полгода, но к началу мая его стоимость упала ниже $70. Розничные цены на бензин, в свою очередь, превысив в этом году отметку в 46 рублей за литр, снижаться не собираются. Если негативный прогноз независимых торговцев горючим сбудется, то к концу года стоимость литра Аи-95 рискует оказаться выше уровня в 55–57 рублей.
По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, в течение июня отечественный топливный рынок вновь окажется в эпицентре противостояния крупных добывающих компаний, перерабатывающих заводов, которые диктуют оптовые расценки на нефтепродукты, и представителей надзорных ведомств.
В качестве премии за стабилизацию внутренней стоимости топлива нефтяники, скорее всего, потребуют повысить компенсацию за увеличение поставок горючего на отечественный рынок с 200 млрд, как это было в прошлом году, до 450 млрд рублей. В результате правительству придется выбирать: либо идти на дополнительные преференции нефтяным компаниям, и так получающим миллиарды чистой прибыли, либо повысить сборы с топливного сектора за счет кармана рядового потребителя.