Законопроект подготовлен Минюстом и внесен в Госдуму от имени правительства. В пояснительной записке признается: необходимость его принятия вытекает из опыта взаимоотношений России с Европейским судом по правам человека, юрисдикцию которого РФ признала, став в 1997 году членом Совета Европы и ратифицировав Конвенцию по защите прав человека и основных свобод. В документе есть ссылка на постановление ЕСПЧ 2012 года по жалобам «Ананьев и другие против РФ»: в нем «установлено наличие в РФ структурной проблемы ненадлежащих условий содержания» и в следственных изоляторах, и в колониях, и зафиксировано «отсутствие эффективных средств правовой защиты» от нарушений такого рода. Сергей Ананьев, кстати, провел несколько месяцев в одной из камер смоленского СИЗО, где на 15 кв.м площади было 13 спальных мест, но иногда неделями одновременно содержалось от 15 до 24 человек. Дело он в ЕСПЧ выиграл.
Но лишь в 2019 году наши власти, выплатив за 20 лет больше 3,4 млн евро компенсаций россиянам за ужасные условия содержания в местах лишения свободы, решили создать внутренний механизм материальной ответственности. Если законопроект будет принят, граждане РФ, считающие условия в следственных изоляторах, колониях и тюрьмах скотскими и унизительными, получат возможность обратиться в суд с требованием денежной компенсации из федерального бюджета. Суд должен установить, имело ли место и как долго нарушение и каковы были его последствия, не вдаваясь в выяснение причин этих нарушений и степени ответственности должностных лиц. Обязанность опровержения доводов истца возлагается на компетентные органы. Компенсации должны перечисляться пострадавшим оперативно: в течение 90 дней после вступления в силу решения суда.
Это «позволит перенести бремя защиты прав российских граждан на национальный уровень, что положительно скажется на имидже РФ и будет способствовать существенному сокращению расходов федерального бюджета», признает правительство. То есть жалоб в Страсбург станет меньше, и связанных с вынесением сора из избы скандалов — тоже. В законопроекте специально оговорено: в течение первых шести месяцев работы закона россиянин, который уже подал жалобу в ЕСПЧ, но пока не дождался ее рассмотрения (а ждать приходится годами), вправе обратиться в российский суд. И получить быстрее, но меньше: в финансово-экономическом обосновании к законопроекту говорится, что российские суды при определении размера компенсаций за счет государства традиционно назначают суммы намного более скромные, чем ЕСПЧ. В общем и целом в зависимости от обстоятельств дела заявители получают иногда по 2-3 тысячи евро, а иногда от 20 до 70 тысяч евро.
Наше правительство считает, что около 3 тысяч евро в рублевом эквиваленте (то есть около 217 тысяч рублей по нынешнему курсу) можно считать «разумной компенсацией».
Всего с 1998 года в Страсбурге рассматривалось 353 жалобы россиян на невыносимые условия содержания в местах лишения свободы и конвоирования. Сейчас там находится еще 750 дел такого рода, из них 300 уже приняты к рассмотрению. Но число потенциальных заявителей с каждым годом уменьшается, говорится в пояснительной записке. В 2010 году был принят закон о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок (тоже по результатам взаимодействия с ЕСПЧ, между прочим), что привело к сокращению сроков пребывания в СИЗО. А в 2018 году приняли закон о новом порядке зачета времени содержания под стражей до суда (один день в СИЗО равен при определенных обстоятельствах полутора дням в колонии)…
В общем, на все про все хватит около 1,3 млрд рублей в год, считает Минюст. И дополнительных расходов будто бы не потребуется: в бюджете на исполнение судебных исков к казне РФ закладывается по 5 млрд рублей ежегодно.
Глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») сказал «МК», что ужасные условия в отечественных местах лишения свободы существовали со времен ГУЛАГа, и избавляться от этого наследия приходится десятилетиями. Инициатива правительства, считает депутат, задает цивилизованный вектор в развитии российского права, и в комитете намерены работать над ней с участием экспертов и представителей гражданского общества.
А политолог, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Екатерина Шульман в разговоре с «МК» обратила внимание на интересную закономерность: «Заявления представителей российской власти часто создают впечатление, что Россия готова окончательно хлопнуть дверью и выйти из Совета Европы, но практика противоположна: мы участвуем в работе всех коллегиальных международных органов, откуда нас еще не выставили, и вносим в законодательство изменения в соответствии с рекомендациями ЕСПЧ. Хотя никто в этом открыто не признается (законопроект о компенсациях за пыточные условия в местах лишения свободы — скорее исключение из общего правила), и частичная декриминализация статьи 282 Уголовного кодекса, и обсуждение законопроекта о запрете клеток в судах, который на днях публично поддержала Генпрокуратура, и запрет отбывания наказания вдали от места жительства, и довольно большое количество других законодательных актов — все это связано с намерением учесть и выполнить рекомендации ЕСПЧ. Пусть неохотно, половинчато, но все-таки…»