Проект «Роснефти» по созданию нового высокотехнологичного перерабатывающего комплекса на базе своего дочернего предприятия — Восточной нефтехимической компании — предполагал не только строительство собственно конкурентоспособного нефтехимического производства, которое обеспечит растущий спрос на моторные топлива и нефтехимическую продукцию в Дальневосточном федеральном округе, но и будет способствовать стимулированию и укреплению отрасли переработки пластмасс в этих российских регионах.
Строительство дополнительных генерирующих мощностей должно было стать мощным гарантом обеспечения электроэнергией как нужд самого предприятия, так и всего Приморского края. Новый комплекс мог бы приносить существенные доходы за счет дополнительной прибыли от сбыта продукции с высокой добавленной стоимостью на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
При принятии решения о начале реализации этого проекта «Роснефть» учитывала нехватку мощностей по производству нефтепродуктов на Дальнем Востоке. Сегодня это приводит к увеличению стоимости горючего в регионе в силу транспортных издержек. Кроме того, компания принимала во внимание высокий экспортный потенциал рынка нефтехимической продукции, прежде всего в странах АТР.
«Роснефть» на протяжении нескольких лет работала в направлении подготовки и реализации проекта ВНХК. В частности, были проанализированы целевые рынки, разработана концепция, проведены переговоры с технологическими партнерами и инвесторами, которые подтвердили интерес к проекту в случае обеспечения привлекательных инвестиционных условий, а также осуществлены первичные инвестиции.
Необходимые капиталовложения в проект оценивались экспертами в объеме до 1,5 трлн рублей на весь жизненный цикл проекта. В связи с высокой капиталоемкостью возможность его осуществления напрямую зависела от стабильности и привлекательности фискального режима, поддержки государства в части строительства внешней и социальной инфраструктуры (газ, электроэнергия, жилье). На протяжении ряда лет «Роснефть» прилагала все возможные усилия для получения соответствующей поддержки на федеральном уровне. Однако все инициативы компании не были поддержаны регулятором.
«Роснефть» отмечает, что за последние годы в Налоговый кодекс РФ было внесено около 50 существенных изменений, прямо и негативно влияющих на инвестиционные проекты в нефтепереработке и нефтехимии.
По словам директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, отсутствие в России стабильного налогового режима, а также решения правительства по завершению налогового маневра в нефтяной отрасли, разработанного и принятого в одностороннем порядке, не позволили проекту ВНХК достичь уровня рентабельности аналогичных нефтехимических проектов, реализуемых в США и на Ближнем Востоке (IRR 25-30%), и сделали невозможной его реализацию в текущих налоговых условиях. «Реализация проекта позволила бы решить проблему локального дефицита и высоких цен на моторные топлива на Дальнем Востоке и заложить основу для создания нефтехимического кластера в регионе. Комплекс ВНХК также позволил бы максимально эффективно использовать конъюнктуру рынка Азиатско-Тихоокеанского региона и экспортировать конечную продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости. Для государства странно отказывать в поддержке проекту, который не только предоставил бы возможность чрезвычайно выгодно монетизировать сырье из Восточной Сибири, но и открыл бы рынки Китая и стран АТР, которые являются основным потребителем нефтехимической продукции», — полагает эксперт.
По мнению Делягина, в стратегических долгосрочных интересах страны было бы целесообразно, чтобы «для проекта ВНХК был бы создан режим наибольшего благоприятствования. Ведь нефтехимия является одним из самых рентабельных бизнесов в отрасли».
«Фискальная политика правительства резко ухудшила экономику стратегически важного и чрезвычайно выгодного для страны проекта по созданию нефтехимического кластера на Дальнем Востоке, — отмечает директор «Инфо-ТЭК Терминал» Рустам Танкаев. — Нельзя рассматривать большой налоговый маневр в отрыве от других регуляторных изменений — введения ручного регулирования цен на нефтепродукты и объемы поставок на внутренний рынок; одновременно с этим — одностороннее повышение акцизов (налог на потребителя) за счет нефтяных компаний. На постоянной основе вводятся так называемые временные надбавки к НДПИ с неограниченным сроком действия. В итоге существенно увеличивается налоговая нагрузка на стратегически важную нефтяную отрасль, а существующая фискальная система отличается абсолютной непредсказуемостью и хаотичностью».
«На мой взгляд, регулятор должен гарантировать стабильные фискальные условия, обеспечивающие рентабельность стратегического нефтехимического проекта на Дальнем Востоке при различных макроэкономических сценариях».
«Совершенно очевидно, что только изменения фискальных, инвестиционных и регуляторных условий позволят «Роснефти» вернуться к рассмотрению проекта ВНХК в рентабельной конфигурации», — предполагает директор Института политической информации Алексей Мухин.
Эти мнения подтверждает и официальная позиция компании: «Роснефть» намерена продолжить диалог с органами исполнительной власти, чтобы попытаться найти эффективную экономическую модель проекта. В частности, нефтяной гигант поддерживает инициативы вице-премьера Юрия Трутнева по стимулированию стратегических проектов на Дальнем Востоке. Привлечение российских и международных инвестиций в рамках проекта ВНХК будет способствовать созданию десятков тысяч квалифицированных рабочих мест, обеспечению условий для развития смежных производств. «При наличии привлекательных и гарантированно стабильных фискальных и регуляторных условий «Роснефть» и ее партнеры будут готовы вернуться к реализации проекта ВНХК», — отмечают в компании.