В том, что неперерабатываемый пластик наносит вред планете, — сомнений нет. В Сети гуляют душераздирающие кадры, демонстрирующие, например, как из носа черепахи достают кусок пластика. Имеются результаты исследований, подтверждающие, что частицы пластика из Мирового океана попадают в пищу людей.
До России тоже доходят отголоски экологических усилий Запада. Например, в некоторых сетях фастфуда трубочки для напитков выдают только по требованию, кое-где вместо пластиковых стаканов и тарелок предлагают картонные. Однако дальше энтузиазма отдельных представителей бизнеса дело почти нигде не пошло. Хотя в прошлом году о возможном запрете пластика заявлял Дмитрий Медведев, правда, добавил, что производство пластиковых предметов «может быть выгодным бизнесом».
Любые запреты влекут за собой финансовые последствия. В случае с сокращением использования пластика главный плюс — это неосязаемая и абстрактная польза для экологии, а минусы почувствуются сразу же. Во-первых, под угрозой окажутся производители пластика, которые будут бороться за свой бизнес. Во-вторых, по закону замещения вместо пластика должно появиться что-то другое. Скорее всего, это изделия из прессованного картона или биоразлагаемого пластика. Само собой, такие предметы будут дороже.
Набор «вредных» пластиковых вилок из 100 штук стоит 60–90 рублей в зависимости от толщины, то есть 0,6–0,9 рубля за штуку. Набор из 50 штук соломок для коктейля стоит 60 рублей, то есть 1,2 рубля за штуку. Цены на экологичные товары таковы: одноразовые деревянные вилки стоят 327 рублей за 100 штук, то есть 3,27 рубля за штуку. За 50 бумажных трубочек просят 107 рублей, то есть 2,14 рубля за штуку. Разница в цене налицо: пластик в 2–6 раз дешевле, чем бумажные или деревянные изделия.
Очевидно, что решение пластиковой проблемы в России буксует. В этом вопросе мы отстали не только от высокоразвитой Европы. Продукцию из полиэтилена или пластика запретили Руанда, Кения, Чили, Боливия, Коста-Рика, Индия, Узбекистан.
«Эффективнее было бы создать возможности для переработки пластика для вторичного использования, это сократило бы потребление, — говорит эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. — А если решать вопрос запретом, то проблема отходов все равно останется: просто вместо неорганического мусора будет столько же органического, который не исчезает моментально». Что касается экономической стороны вопроса, то для потребителя запрет одноразового пластика обернется дополнительными тратами. В России хоть и много древесины, но это сырье не самое дешевое. Мы не сможем пойти по пути, например, Индии, где одноразовые тарелки делают практически из отходов — опавших пальмовых листьев, а значит, придется придумывать другие способы.