Подсчеты статистиков таковы: морковь выросла в цене на 35,3%, а картофель прибавил к стоимости 12,6%. Все рекорды бьет белокочанная капуста. Цены на продукт выросли с 22 руб. за 1 кг в конце декабря 2018 года до 45–55 руб. к 29 апреля 2019 года. Росстат уверяет, что информация подготовлена на основе еженедельной регистрации потребительских цен на 64 вида важнейших товаров и услуг, которая осуществляется в 283 городах страны.
Специалисты подчеркивают, что на резкий взлет цен повлиял традиционный сезонный фактор. Стоимость не пойдет вниз, пока на российский рынок не начнут поступать промышленные объемы нового урожая свежих овощей.
По словам члена Торгово-промышленной палаты (ТПП) Анны Вовк, в прошлом году не было дефицита овощей. «Год на год не приходится. Ситуацию может исправить только переход на более стабильные сорта (отечественная семенная база практически отсутствует) и развитие мощностей по хранению и переработке продуктов, которые смогут сглаживать сезонный переизбыток продукции и проносить через зиму гарантированно достаточное количество овощей», — убеждена она.
В целом сезон вызревания плодоовощной продукции неизменно снижает инфляционное давление — нюансы от года к году, конечно, есть, но цикл отслеживается достаточно уверенно, рассказывает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский. Однако сезонность не единственная причина роста цен на продукты. «Конечно, в зимние месяцы этого года дополнительное ускорение ценам на морковно-капустную продукцию придало повышение НДС с 18 до 20%. Это действительно прослеживается, если противопоставлять динамику цен годом ранее, — говорит он. — Удорожание бензина — к слову, дополнительный фактор, поскольку вслед за этим выросли и тарифы на коммерческую перевозку».
Повышение НДС запустило маховик роста цен с начала 2019 года. Отметим, что рост не настолько безобиден, как кажется, — «всего лишь» с 18% до 20%. Речь об увеличении налога не на 2%, а более чем на 11%. Причем «по цепочке», как цепная реакция, подорожание передается по всем звеньям производства и продаж.
С начала 2019 года рост потребительских цен в большей мере затронул многострадальный плодовоовощной сектор. «Стоимость белокочанной капусты, репчатого лука, моркови выросла, по сути, у старых запасов — ведь овощной сбор был в прошлом году, при НДС 18%. Скоро будет новый посев, и выращивание продуктов будет еще дороже. Вероятнее всего, предприниматели заранее просчитают итоговую стоимость своего продукта и начнут постепенно, ежемесячно поднимать цены на тот же картофель, но малыми шагами, незаметно», — полагает руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Катя Френкель.
Но если одни бизнесмены сделают так, что потребители не увидят резкого скачка цен на овощи даже после сезонного сбора, то другие могут принять более радикальные меры, а значит, этот рост цен на капусту в два раза не последний. «Найдутся те, кто резко поднимет стоимость своего товара именно осенью, оправдывая это влиянием повышения НДС у собранных овощей», — подытожила аналитик.