Давно обосновавшись на европейских торговых площадках, теперь Россия поступательно завоевывает позиции на финансовых рынках восточных держав. Причем, упор делается не только на Китай и Японию, экономика которых относительно стабильна, но и на Северную Корею. Эксперты отмечают, что полноценные официальные встречи первых лиц Москвы и Пхеньяна происходят с регулярностью раз в восемь-девять лет: в 2002 году Владимир Путин встречался с тогдашним лидером северокорейского государства Ким ЧенИром, а в 2011 году его же принимал в России Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента России.
Главной темой встречи Владимира Путина и Ким Чен Ына, прошедшей 25 апреля во Владивостоке, стал вопрос политической и экономической стабильности в Азии, а также урегулирование ситуации на Корейском полуострове, связанной с ядерными испытаниями Пхеньяна. Вместе с тем, главы государств нашли время обсудить российско-корейские экономические связи. Впрочем, геополитические и экономические вопросы в отношениях России и Северной Кореи фактически неотделимы — уровень безопасности и снижение накала в отношениях Пхеньяна с Западом является главным залогом успешного развития торговой политики нашей страны со всеми другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ставка на Восток
Важность переориентации российского экономического вектора с европейского на азиатское направление подтверждает и участие Владимира Путина в форуме «Один пояс – один путь», на который он прибыл сразу после встречи с Ким Чен Ыном.
Ситуация, сложившаяся на мировом торговом рынке, не внушает оптимизма. Помимо санкционной атаки на Россию, Вашингтон открыл «второй фронт» и начал торговую войну с Китаем. В итоге, экономический дисбаланс перерос в политический кризис и привел к обострению отношений среди стран, заинтересованных в результатах противостояния США и КНР, и подсчитывающих, какую сумму могут принести разногласия экономических гигантов.
В свою очередь, ставка «на Восток» обещает принести Москве серьезные дивиденды. В ближайшие годы экономика Китая выйдет на первое место в мировом рейтинге государств, и сохранит первенство минимум до 2050 года — такие прогнозы дают сразу несколько авторитетных западных консалтинговых агентств.
Более тесное экономическое сотрудничество России с азиатскими государствами обещает принести свои плоды. В настоящее время мировой промышленный и потребительский сектора распались на два направления: западный и восточный. Доступ к источнику западных инвестиций в результате санкций оказался перекрыт. Следовательно, открылись ворота в восточную зону. Однако азиатские инвесторы постоянно находятся в активном поиске наиболее интересных и перспективных экспорт-импортных рынков. Нашу страну они видят в роли одного из наиболее предпочтительных партнеров. К началу 2021 года доля азиатского импорта в России обещает увеличиться до 39-40%. Поставки российских товаров в страны АТР также должны расти — причем это будет продукция не только сырьевого комплекса, но и изделия машиностроения.
Дорога в обоих направлениях
Впрочем, для повышения деловой активности между российскими и азиатскими бизнесменами необходимо сформировать новый транспортный коридор, отвечающий всем требованиям и вызовам современных деловых и торговых отношений.
Одним из транспортных узлов, развитие которых может принести наиболее ощутимый эффект, является станция Камышовая в Приморском крае, которая является промежуточной межгосударственной передаточной станцией на границе России и Китая. Станция в своем составе имеет два парка путей — приемочный и досмотровой. Потенциал перевозок станции оценивается в 8 млн тонн грузов в год. В случае преодоления изоляции Северной Кореи со стороны западных стран, переход в районе станции Камышовой может быть использован для переправки южнокорейских грузов через Северную Корею в Россию и далее в Европу.
Проект развития станции Камышовая и пограничного перехода для организации перспективных экспортных и перевозок выполнил «Дальгипротранс», являющийся важной составляющей «Группы компаний 1520». Значительная часть проектов института разрабатывается в рамках государственных программ, направленных на комплексное развитие Сибири и Дальнего Востока.
«Помимо развития станции Камышовая, «Дальгипротранс» в составе ГК 1520, ведет работу по ликвидации барьерного места на железнодорожном участке «Барановский — Хасан», по которому также осуществляются перевозки грузов внешней торговли России и других государств со странами АТР, рассказывает генеральный директор ПАО «Дальгипротранс» Алексей Лобов. В числе приоритетных направлений работы «Дальгипротранса» — развитие сортировочных, предпортовых и портовых станций, пограничных переходов Дальнего Востока; завершение комплексных проектов по развитию участков Транссибирской магистрали».
Транспортные проекты открывают доступ к природным богатствам Сибири, Якутии, Забайкалья. Появляется широкая возможность экспорта угля, руды, углеводородов из этого региона в страны АТР. Для выполнения этой задачи нужно провести большой комплекс работ по реконструкции Байкало-Амурской и Транссибиркой магистралей, на которых немало «узких мест». «Дальгипротранс» изучает «барьерные» места на БАМе и разрабатывает проекты их ликвидации.
«Реализация инфраструктурных проектов очень важна для России. Ликвидация барьерных мест на ближних и дальних транспортных подступов к дальневосточным портам усиливает эффективность отечественной угольной отрасли, повышая экспортный потенциал добывающих регионов», - считает генеральный директор «Группы компаний 1520» Алексей Крапивин.
Время снова гудит: БАМ!!!
Необходимо подчеркнуть, что задача по модернизации магистральной инфраструктуры является самым дорогим национальным проектом России - это подтверждает важность и приоритетность работы в направлении повышения транспортной открытости нашей страны. Без учета энергетической части, на подобные цели государство собирается потратить около 6,35 трлн рублей.
Владимир Путин в том числе в посланиях к Федеральному Собранию отмечал актуальность модернизации инфраструктуры, в частности, БАМа и Транссиба. Согласно президента, пропускная способность этих магистралей к 2024 году должна вырасти в полтора раза — до 180 млн тонн. БАМ и Транссиб гармонично дополняют друг друга. Их обновление уже ведется. Работы осуществляет строительнаякомпания 1520. Первый этап реализации проекта фактически уже завершен — были построены дополнительные разъезды и увеличена пропускная способность. На следующем этапе строители займутся электрификацией инфраструктурных объектов.
Развитие транспортного коридора России с азиатскими странами приведет не только росту товарооборота, но и к увеличению транзита грузов через территорию нашей страны. Эти перевозки дадут быстрый экономический эффект. «Территории, по которым проходит транзитный маршрут, будут активнее развиваться», — отмечал Владимир Путин, поручивший в свое время запустить модернизацию отечественной транспортной инфраструктуры. Если все планы будут воплощены в жизнь, то время в пути по БАМу от начальной до конечной точки сократится до семи дней, и на этом отрезке ни один другой вид транспорта не сможет конкурировать с российскими железнодорожными перевозчиками.