Уже не один месяц и даже не один год все переговоры на эту щекотливую для обоих сторон тему неизменно заходят в тупик. Теперь, перед очередными трехсторонними переговорами (Россия, Украина и Еврокомиссия), Киев, наконец, раскрыл свои карты. Он просит Москву забронировать 60 млрд кубов газа для транзита мощностями своей газотранспортной системы - сроком на 10 лет.
В целом Украина готова обеспечить транзит на все 90 млрд кубов — сколько мощности позволяют. Но как бы много не просит, идет на компромисс, оставляет 30 млрд. в резерве «Газпрома». Который вправе передать их другим компаниям или принять на себя. Хозяин — барин.
Напомним, что действие нынешнего газового контракта между Россией и Украиной истекает 31 декабря 2019 года. Еврокомиссия предлагает обеим сторонам согласовать новые условия транзита топлива после строительства газопровода «Северный поток-2». Копий в ходе встреч и переговоров было сломано немало. Но они (последняя была в январе нынешнего года) так ни к какому общему знаменателю не привели.
Предстоящий раунд переговоров намечен на вторую половину мая. Придут ли договаривающиеся стороны к консенсусу? С этим вопросом мы обратились к Сергею Пикину, директору Фонда энергетического развития:
- Желание «Нафтогаза» вполне понятно: он хочет застолбить определенный объем прокачки газа на конкретный срок, чтобы знать, на какие финансовые потоки ему рассчитывать и сможет ли он на выручку от прокачки содержать свою газотранспортную систему. Однако я полагаю, что «Газпром» не согласится на эти условия или согласится со многими оговорками и поправками. Подписываться на 60 млрд. кубов — это очень много для России, ведь в скором времени в строй вступят и «Северный поток -2», и вторая нитка «Турецкого потока». На мой взгляд, для Киева реально рассчитывать на 15-20 млрд кубометров в год. Возможно, российская сторона согласится дать ему запрашиваемые 60 млрд в 2020 году, а дальше объемы транспортировки начнут планово падать.
- Значит, переговоры опять ничем не завершатся?
- Обязательно чем-то закончатся и стороны придут к консенсусу. Здесь еще важно знать, какую цену заламывает Киев за транспортировку по трубе. Рано или поздно к консенсусу придут. Только к какому?