В Англии существует практика давать прогнозы на исход судебных дел. Обычно иски подаются в том случае, если шанс выиграть дело оценивается в 60-70%. Эксперты рассказывают, что по практике после вынесения первого решения по юрисдикции в пользу истца шанс на положительное решение по существу может составлять порядка 80%. Похоже, что так может обстоять дело и в споре Александра Тугушева и Виталия Орлова за долю в «Норебо», за которым с интересом наблюдают зарубежные и европейские СМИ.
«Тугушев обратился в Высокий суд Лондона в июле 2018 г. Ответчики по иску – Орлов, сотрудник «Норебо» Андрей Петрик и ее бывший совладелец швед Магнус Рот. Все они, по мнению Тугушева, вступили в сговор и лишили его доли в компании. Тугушев просил лондонский суд восстановить его право на долю в «Норебо», стоимость которой он оценивает в $350 млн.…. В обеспечение иска Тугушева Высокий суд Лондона в июле заморозил активы Орлова на $350 млн., сообщают «Ведомости», и признал подсудность спора своей юрисдикцией. Сторона Орлова попыталась обжаловать эти решения. Решение по юрисдикции от 17 апреля 2019 года разбило надежды ответчика – господина Орлова – на то, что английский суд откажется слушать спор между россиянами.
Орлов выступал против рассмотрения заявления Тугушева в британском суде, сообщив, что он не является резидентом Великобритании и проживает в России. Более того, по его словам, сторонами спора являются российские граждане, а предметом спора является право владения российскими компаниями на территории России в соответствии с российским законодательством. Спор должен рассматриваться в российском суде, полагает Орлов. Судья Карр, рассматривавшая вопрос о возможности проведения слушаний в Англии, оценила объем представленных материалов как «удручающе громадный». Лишь в январе этого года Орлов передал 19 свидетельских показаний и пять экспертных заключений».
Однако сторона Тугушева документально доказала, что в дни посещения страны Орлов проводит время с семьей. Судья указала на нарушение гражданской женой Орлова правил ее пребывания в Великобритании, что может стать поводом отдельного криминального разбирательства.
«Судья также обратила внимание на внушительные финансовые траты сторон, несмотря на то, что дело находится на начальной стадии изучения. Так, расходы Тугушева превышают 1,1 миллиона фунтов стерлингов, в то время как расходы Орлова оцениваются примерно в 4 миллиона фунтов.
По мнению судьи, рассмотрение заявления Тугушева в России затруднительно в связи с нежеланием Магнуса Рота участвовать в российском судебном процессе. Кроме того, спор носит международный характер и затрагивает несколько стран, включая Англию, Россию, Гонконг и Норвегию, пояснила судья Карр», - сообщает РАПСИ.
Эксперты в английском праве утверждают, что шансов обжаловать решение по юрисдикции у сторон почти нет – судебные акты подобного рода в Англии практически никогда не отменяются.
Рассказывая о том, насколько отечественные бизнесмены оказывались не готовы к встрече с английской юстицией газета «Наша версия» сообщала, что, «судя по всему, в рамках расследования этого дела Орлов не предоставил суду полную и достоверную информацию о собственных активах, утаив существенную их часть. Похоже, что скрыл он и сведения о консолидированных финансовых результатах деятельности «Норебо», чтобы не «светить» суммы прямых и косвенных выплат в свою сторону и счета, на которые он их получает».
Судьи в Англии требуют уважения к себе, как никакие другие представители властей Соединенного Королевства. Невыполнение этого требования ставит под вопрос их право судить. Именно поэтому бизнесмены, представляющие английскому суду неверную информацию, не просто хитрят, а посягают на устои судебной власти. И отсюда настолько жесткое, порой уголовное наказание, и такие низкие шансы выиграть».
Что будет с «Норебо»?
Конечно можно предположить, что наши власти и суды могут воспрепятствовать исполнению решения английского суда на территории России. Также понятно, что российский суд может посчитать, что споры о российском бизнесе должны слушаться только в России. Хотя в случае, например, с компаниями казахстанского олигарха Мухтара Аблязова иностранные судебные решения в отношении акций и долей в российских компаниях были фактически приведены в исполнение на территории Российской Федерации.
Впрочем, можно предположить и то, что Александр Тугушев вряд ли будет самостоятельно приводить в исполнение возможное решение в его пользу на Родине: ему ведь достаточно уступить право требования любой заинтересованной стороне. Ведь бизнес «Норебо» не ограничен только Россией, а любое европейское государство будет исполнять решение английского суда как свое собственное.
Также полагаю, что не стоит забывать, что на самом деле требование Александра Тугушева – денежное, поэтому и не признать английское решение у российского суда вряд ли найдутся никакие либо легитимные причины. А это значит, что в скором будущем вполне возможен громкий судебный спор в России – о признании и приведении в исполнение решения английского суда, в случае его вынесения конечно.