«Тариф для населения расти не должен, тот уровень, которого мы достигли, должен остаться. Нагрузки сильной на регионального оператора делать нельзя, мы это прекрасно понимаем. Все, что мы будем вменять региональному оператору в обязанность, может лечь в тариф для людей», — рассказал министр.
В своем выступлении президент также подчеркнул, что оборудование на заводах по сортировке мусора должно быть отечественного производства. Глава Минпромторга Денис Мантуров, в свою очередь, заявил, что ведомство планирует построить 200 мусоросортировочных заводов, из которых 50 появятся в этом году. При этом Дмитрий Кобылкин отметил, что существующих мощностей предприятий не хватает. «В ближайшее время будет разрабатываться и уже в процессе запуска производства находятся оптические сепараторы и разрыватели пакетов, чтобы обеспечить полный комплекс российского оборудования для строительства в первую очередь мусоросортировочных заводов», - отметил со своей стороны Денис Мантуров.
Получается, что строительство новых заводов неизбежно. Однако именно это, как считает заместитель генерального директора ассоциации «ЖКХ и городская среда» Дмитрий Гордеев, и приведет к неизбежному росту тарифов на вывоз мусора для простых россиян. Вот что эксперт рассказал «МК»:
В стране 85 субъектов, а значит 85 региональных операторов. Все они разные по наличию и состоянии инфраструктуры обращения с отходами. Проблемы есть даже в крупных регионах. Почему тарифы на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) сейчас устанавливаются в увеличенном размере по сравнению с теми размерами платы, которая было ранее? Раньше был размер платы, который согласовывался на общих собраниях собственников жилья. Она включала в себя затраты на содержание контейнерных площадок, транспортные расходы специализированных организаций и расходы на сдачу отходов на мусорные полигоны, свалки, мусороперерабатывающие заводы. Только последняя составляющая регулировалась государством. В такие тарифы зачастую централизовано не включали стоимость увеличения мощностей заводов и строительства новых заводов. Но у регионов есть объективные потребности в строительстве новых современных заводов, а все это требует средств. Если этого не строить, то будут свалки, мусор будут пытаться вывести в другие регионы, утилизировать ТКО будут плохо, в ущерб экологии. Но надо отдавать себе отчет, что в этом случае задачи по строительству новых объекту по сбору и переработке бытовых отходов практически будут свернуты. Регионы из бюджета недостающих денег не дадут. Инвесторы, слыша подобные заявления, свои деньги тоже вкладывать не будут - испугаются, что не вернут инвестиции.
Еще один важный момент. Сдерживание тарифов по всем направлениям — это только на первый взгляд доброта и забота о людях, потому, что это влечет прямое снижение качества услуг. Если не делать тарифы адекватными, обоснованными, то мы получим прорывы сетей водоснабжения, отопления, свалки мусора, перегрузку заводов. Такие результаты доброты разве положительны? Надо определиться: или вы хотите качественные услуги, или вы хотите мало платить. Я предлагаю эту «доброту» компенсировать словами «мы возместим организациям коммунального комплекса недостающие средства из средств бюджета». Например, мы увеличили тарифы на твердые коммунальные отходы, и субсидии будут получать не 8%, а например, 20%. Люди часть платы достанут из кармана, часть им даст бюджет, и они оплатят стоимость коммунальных услуг, которые определяют реальные затраты на отходы.
Напомним, что с начала этого года в России реализуется так называемая «мусорная реформа». Согласно ей, с отходами теперь работают региональные операторы, а в ряде регионов проходят митинги против повышения тарифов.
Читайте материал по теме: "Россиян снова хотят приучить сдавать бутылки"