Необходимость в обновлении технологического процесса управления железнодорожными перевозками назрела не вчера, а еще десятилетия назад. Идея создания и внедрения систем микропроцессорной централизации (МПЦ) на Российских железных дорогах начала серьезно прорабатываться еще в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Электрическую централизацию релейного типа признали морально устаревшей. Надо было что-то менять. К тому времени первые системы МПЦ уже хорошо себя зарекомендовали в ряде стран Европы. Принципиальное отличие МЦП от релейной централизации в том, что она надежнее и безопаснее: исключается возможность спутывания проводов при выполнении работ по ремонту кабеля или отключению монтажа в релейных помещениях.
Железнодорожная автоматика и телемеханика сокращает интервалы движения и вносит четкость в расписание, и, разумеется, она полностью защищена от внешних угроз, в том числе – действий хакеров. В 90-е годы лидером по производству систем ЖАТ были шведские специалисты из компании Bombardier Transportation (в то время она называлась ABB Signal), создавшие систему МПЦ EBILock 950. В 1995 году была образована рабочая группа, которая выбрала именно ее для модернизации российских железных дорог. Именно с той поры компания всерьез закрепилась на отечественном рынке.
В апреле 1996 года для того, чтобы адаптировать систему EBILock 950 для российских железных дорог, было создано совместное предприятие ООО «АББ Сигнал», которое в дальнейшем было переименовано в ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)». В настоящее время компания является лидером на российском рынке систем обеспечения безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте. Отметим, что это первое совместное предприятие в области железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), которое было создано в России.
Наличие такой компании на отечественном рынке стало принципиально важным фактором для получения доступа к передовым зарубежным технологиям, к опыту и знаниям, необходимым для развития своей промышленности. Собственно, это и было целью создания совместного предприятия.
В 1999 году адаптация системы EBILock 950 к российским требованиям была завершена. С началом третьего тысячелетия МПЦ начали внедрять на сети Российских железных дорог. Первой точкой, где заработала новинка, стала станция Калашниково, расположенная на главном ходу Октябрьской железной дороги. ОАО «РЖД» дало зеленый свет внедрению первой системы микропроцессорной централизации на всем «Пространстве 1520» — наиболее интегрированном железнодорожном комплексе в мире, создающей условия для глубокой экономической взаимосвязи стран СНГ и ЕврАзЭС со странами Евросоюза и АТР. Проще говоря, это означает ширину колеи 1520 миллиметров и территории, которая соединяет железная дорога – от Атлантического океана до Тихого, от Северного Ледовитого океана до Средиземноморья.
С момента создания совместного предприятия «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)», система МПЦ EBILock 950 была внедрена на 401 станции, 9511 стрелок, 1748,5 км интегрированной автоблокировки - практически во всех странах «Пространства 1520»: в Белоруссии, Украине, Казахстане, Словакии, Сербии, Латвии, Литве, Туркменистане, Монголии, Азербайджане и Узбекистане.
Нельзя заявить, что подобные технологии и решения в области железнодорожной автоматики и телемеханики не реализуются на российских предприятиях. Однако для того, чтобы получить всеобъемлющий доступ к передовым зарубежным технологиям, было необходимо получить лицензионные права на производство и обслуживание зарубежных систем.
«В рамках реализации стратегии цифровизации российских железных дорог перед нами стоит задача постепенного импортозамещения зарубежных систем и создания конкурентоспособных отечественных решений. В первую очередь это касается микропроцессорных систем управления движением поездов, где уже сейчас первых успехов добивается Группа компаний «1520», создав объединенный инженерный центр разработки автоматики и телемеханики для железных дорог, - сообщил начальник Управления автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Валерий Аношкин. - Отечественные системы управления движением и обеспечения безопасности железнодорожных перевозок, подтверждая высокий уровень качества и эксплуатационных характеристик, сегодня имеют огромный потенциал не только на российских железных дорогах. Трансфер технологий на зарубежные рынки позволяет нам укрепить позиции российских высококвалифицированных разработчиков и предлагаемых заказчикам решений для реализации крупных инфраструктурных проектов на международном уровне».
В конце прошлого года и была заключена сделка о покупке «Группой 1520» компании ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» — совместного предприятия ОАО «РЖД» и Bombardier Transportation Sweden AB, подразделения канадской компании Bombardier Inc. по выпуску железнодорожной техники. В январе был произведен ребрендинг — собственники изменили название компании на ООО «1520 СИГНАЛ».
«В результате сделки, помимо современных микропроцессорных систем управления движением поездов, мы получили ряд новых компетенций по модернизации железнодорожных линий промышленных предприятий INTERFLO 150. А также уникальное технологическое решение - комплексную систему интервального регулирования на базе радиоканала, на сегодняшний день не имеющую аналогов у конкурентов», — рассказывает Алексей Крапивин, генеральный директор «Группы компаний 1520».
Отметим, что Группа компаний на сегодняшний день является крупнейшим российским холдингом со специализацией в сфере строительства железных дорог. География его деятельности — всё «Пространство 1520», от Балтики до Тихого океана.
Необходимо отметить, что, осуществив данные сделки, Группа получила конкурентные преимущества в связи с привлечением в свой штат высококвалифицированного научно-технического персонала разработчиков международного класса и сотрудников-экспертов, имеющих опыт работы по реализации крупных зарубежных проектов.
«Мы получили лицензионные права на шведские системы микропроцессорной централизации, что позволит нам осуществлять не только производство оборудования и поставку на объект, но и сервисное обслуживание в России и странах СНГ, — отметил заместитель генерального директора «Группы компаний 1520» Павел Середа. — Это позволит нам развивать сеть сервисных центров в Российской Федерации и ближнем зарубежье, обеспечивающей комплексные решения в рамках контракта жизненного цикла». По его словам, такой подход обеспечит сервисное обслуживание и ремонт продукции на протяжении всего периода эксплуатации, что даст заказчику возможность оптимизировать затраты на поддержку инфраструктуры и избавиться от непредсказуемых рисков в будущем.