По информации РБК, Минэкономразвития направило отрицательное заключение на документ в Минсельхоз на текущей неделе, во вторник, 5 марта.
В законопроекте авторы предлагали распределять 50% квот на вылов краба через инвестиционные аукционы. Целью реформы было названо повышение экономической эффективности: доходы в бюджет ожидаются в размере 82 млрд рублей в 2019-2020 годах. Также, по задумке, победитель аукциона будет обязан построить в России установленные определяемым правительством перечнем объекты. Какие именно - в проекте закона не сказано.
Неизвестны и фактические инициаторы реформы. Изменение механизма распределения квот обсуждают с конца 2017 года - тогда президенту Владимиру Путину поступило некое письмо, в котором авторы предложили новую модель распределения квот. По мнению участников рынка, автором идеи могла быть Русская рыбопромышленная компания Глеба Франка, недавно вышедшая на крабовый рынок. В компании опровергали свою причастность, однако именно Русская рыбопромышленная компания, а также Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (в нее входят предприятия компании) были единственными игроками отрасли, которые не усмотрели в законопроекте риска негативных последствий - об этом говорится в заключении Минэкономразвития.
Глеб Франк, вероятно, решил вести бизнес в стиле 90-х, отмечала в публикации "Новая газета". Так, сообщалось, что компания "Русское море — Добыча", в числе основателей которой значится Франк, который является ещё и зятем Геннадия Тимченко, продала корейской фирме свои квоты на 8,8 тыс. тонн биоресурсов в исключительной экономической зоне России.
Что касается законопроекта, возможно, лоббируемого Франком, Минэкономразвития провело дополнительные консультации и сочло "недостаточно обоснованным" предложение распределять на аукционах половину объема крабовых квот. Также в заключении министерства сказано, что предлагаемый механизм вводит избыточные обязанности, запреты и ограничения для отрасли, что создает риск необоснованных расходов для предпринимателей и бюджетов. Наконец, разработчик законопроекта не провел "комплексный анализ ситуации в рыбопромышленной отрасли" и не рассмотрел альтернативные способы решения проблемы, указал в заключении замглавы ведомства Савва Шипов.
Среди прочих, замеченных Минэкономразвития, недочетов - такой: предприятия, ныне обладающие квотами, лишатся 50% вылова крабов и окажутся "в менее выигрышных условиях", так как уже инвестировали в приобретение квот и обслуживают долги по кредитам, новая же система потребует новых инвестиций. При этом, лишившись части квот, они могут оказаться в невыгодном положении с точки зрения банков-кредиторов.
Наконец, сокращение доли квот на вылов краба для отдельных предприятий может привести к негативным социальным и экономическим последствиям в регионах промысла, говорится в заключении. В частности, рыбаки Магаданской области предупредили, что сокращение персонала может составить до трети, далее последует снижение доходов регионального бюджета и дефицит продукции. На Сахалине, по оценке Минэкономразвития, изъятие половины крабовых квот у нынешних игроков приведет к тому, что они не вложат в развитие региона ранее заявленные 7 млрд рублей.