Делегация из Венесуэлы находится в Москве с четверга. Родригес сказала, что сотрудничество между странами продолжается и добавила, что стороны прорабатывают «целый блок вопросов в области энергетики, военно и научно-технического сотрудничества, финансов, экономики». В частности, вице-премьер объявила о намерении президента Николаса Мадуров перенести евроейский офис венесуэльской нефтяной компании PDVSA (против нее США ввели санкции) из Лиссабона в Москву. Решение о переносе, вероятно, связано с тем, что Мадуро опасается перехода компании под контроль политической оппозиции и пытается снизить санкционные риски для нефтяных денежных расчетов его правительства. Как призналась вице-премьер Венесуэлы, страна находится в крайне тяжелом экономическом положении. Причину правительство Мадуро видят в агрессии со стороны США. Родригес на встрече с Володиным заметила, что Россия страдает от таких же «противозаконных самовольных мер, которые по какой-то случайности называют санкциями».
Ранее вице-премьер Венесуэлы встретилась с главой российского МИДа Сергеем Лавровым. Стороны договорились о расширении торговых возможностей, в частности, Родригес заявила, что ее страна будет закупать в России продукты и медикаменты. Сейчас лекарства и зерно РФ поставляет голодающей Венесуэле в качестве гуманитарной помощи.
Несмотря на бедственное положение, Венесуэла представляет интерес для России как геополитический партнер. «Понятно, что в венесуэльской нефти наша страна не сильно нуждается. Однако кроме «черного золота» там большие запасы полезных ископаемых, - рассуждает руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов. - Кроме того, Россия много инвестировала в венесуэльские проекты, правда, не больше, чем Китай. США в Венесуэле тоже есть свои интересы, которым противостоят Россия и КНР. Один только проект альтернативного Панамскому канала раздражает и сильно нервирует Вашингтон».
Как следует из заявлений Сергея Лаврова, Россия готова помогать Венесуэле с добычей нефти. Это принесет доходы нашей стране, так что схема выглядит взаимовыгодной, считает шеф-аналитик ГК ТелеТрейд Петр Пушкарев. «Российская нефтяная монополия помогает Венесуэле нефть добывать, в том числе используя свои технологии, а далее «тяжелые» сорта венесуэльской нефти транспортируются на перерабатывающие заводы - если не на территории России, то возможно, в Индии (вместе с РФ входит в БРИКС). Чтобы схема заработала, в экономику Венесуэлы в предыдущие годы было инвестировано около $6 млрд. Перед переработкой «тяжёлая» нефть смешивается с «лёгкими» сортами, и затем конечные нефтепродукты с выгодой продаются. Если России удастся отстоять эту совместную модель транспортировки и переработки, наши компании смогут претендовать в последующие годы на доходы от разработки крупнейших морских месторождений в мире, которые как раз и находятся в водах Венесуэлы, и в будущем получат еще большую выгоду», - поясняет Пушкарев.
Сейчас Венесуэла вынуждена поставлять свою «тяжелую» нефть на перерабатывающие заводы в США, расположенные на берегу Мексиканского залива. Такое положение вещей не устраивает действующее правительство. «Основную выгоду от продажи своей нефти хотела иметь венесуэльская государственная компания PDVSA, ради чего она и была национализирована при Уго Чавесе. Это вызывало недовольство у присутствовавших в Венесуэле американских и других западных компаний. Чем сложнее становились отношения у Венесуэлы с США, тем больше возникала потребность искать другие пути организации всего процесса. Россия смогла предложить такой путь, но конечно, этот бизнес связан с политическими рисками. Поэтому сейчас российские власти одновременно и защищают в Венесуэле инвестиции наших компаний, в первую очередь «Роснефти», и одновременно помогают стране наладить независимые от санкций каналы поставок по принципу «своих не бросают». Кроме того, России как геополитическому игроку важно показать другим странам-партнерам, что мы в состоянии защитить плоды сотрудничества с «друзьями» от посягательств недобросовестных конкурентов, которые ради того, чтобы завладеть богатствами независимого латиноамериканского государства, готовы организовать там и незаконный переворот, устроить политическую обструкцию руководству страны, пытаясь загнать страну в тиски финансовой изоляции. Таким образом, мы защищаем и свои, и венесуэльские интересы», - делает вывод Пушкарев.