Традиционные магазины уже сродни динозаврам. Наступила эра дистанционной торговли с ее неоспоримыми преимуществами: покупателям не надо тратить время на дорогу, продавцам — деньги на аренду. Интернет-магазины — это быстро, удобно, круглосуточно, общедоступно, зачастую дешевле, а если нужно — анонимно. Ну не рай ли для шопоголика? Как выясняется, совсем не рай. Минусы для потребителя тоже имеются: риск купить «кота в мешке» или вообще не дождаться товара.
Шопинг уходит в онлайн
90% россиян хоть раз делали покупки в Интернете в течение последних лет, выяснили в компании Nielsen. При этом объемы рынка интернет-торговли с каждым годом стабильно увеличиваются. По подсчетам исследовательского агентства Data Insight, за 4 последних года, вопреки всем экономическим кризисам, онлайн-продажи внутри России выросли почти в два раза. В 2015 году интернет-продавцы наторговали на 650 млрд рублей, в 2017-м — на 945 млрд рублей, а в 2018 году прогнозный объем рынка (окончательный итог еще не подведен) составит 1,1 трлн рублей.
В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) еще выше оценивают успехи рынка онлайн-торговли. «По нашим данным, в 2018 году объем рынка интернет-торговли вырос на 20%, примерно до 1,25 трлн рублей», — отметил в беседе с «МК» директор АКИТ Артем Соколов. По его словам, более 70% покупок приходится на одежду, обувь и электронику.
Оплотом традиционных магазинов все еще остаются продукты питания и алкоголь, но и тут преимущество супермаркетов очень зыбкое. Аналитики Nielsen выяснили, что большинство опрошенных готовы покупать продовольствие в Интернете чаще, если ритейлеры предложат уникальные продукты, быстро доставят, дадут гарантию свежести или вернут деньги за товар, не соответствующий ожиданиям покупателя. В АКИТ прогнозируют, что скоро продукты питания будут гораздо чаще покупать в онлайне. «Категория продуктов питания характеризуется тем, что клиенты отовариваются не разово, а возвращаются за покупками снова и снова. Для сравнения: средний покупатель продуктов питания в Интернете делает 8,5 заказа в год, а в категории «Бытовая техника и электроника» этот показатель составляет 1,4 заказа», — пояснил Соколов.
Доверяй, но проверяй
Пожалуй, главный козырь традиционных магазинов в конкуренции с онлайн-продавцами в том, что первые работают в правовом поле и никак иначе: они физически где-то располагаются, у них имеется адрес, жалобная книга — а значит, есть куда идти и к кому обращаться в случае чего. Интернет-магазин — это что-то виртуальное, поэтому главный страх пионеров онлайн-покупок: обманут, возьмут деньги, товар не привезут, а потом ищи-свищи... Как избежать такой ситуации?
Первое, что рекомендует Артем Соколов перед тем, как делать покупки в интернет-магазинах, — внимательно изучать информацию, которую сайт о себе предоставляет. «Посмотрите, есть ли название юридического лица, указаны ли ОГРН и ЕГРН (государственный регистрационный номер и номер в едином реестре недвижимости), физический адрес местоположения магазина. В Законе о защите прав потребителей прописано, что эту информацию магазин должен о себе оставлять. Те сайты, которые хотят вас обмануть, чаще всего умалчивают эту информацию», — говорит эксперт.
К тому же на сайте Общественной потребительской инициативы и Роспотребнадзора можно посмотреть список из тысячи самых популярных интернет-магазинов, где будут описаны их нарушения, если они есть. Одно из частых нарушений — реквизиты юрлица не совпадают с реальными. «Значит, вам выбьют левый чек, а на этом ваши права заканчиваются», — предупреждает наш собеседник. Чтобы проверить, настоящий чек или нет, его можно сканировать смартфоном в специальном приложении Федеральной налоговой службы. «Поддельных чеков сейчас огромное количество, они часто печатаются заранее, до встречи с покупателем. Хотя по правилам интернет-торговли курьер доложен приехать с терминалом и при вас распечатать чек и провести другие кассовые операции», — комментирует Соколов.
По его словам, изучать отзывы в Сети об интересующем вас магазине — необходимое, но не достаточное условие. «Перед покупкой нужно убедиться в том, что сайт посещаемый. Отзывы могут обманывать, непорядочные торговцы их могут накручивать. Еще один признак хорошего сайта — когда магазин предлагает дополнительные сервисы: скажем, примерки при доставке одежды или возможность частичного выкупа при доставке нескольких товаров», — добавляет президент АКИТ.
Если магазин работает честно, он всегда предоставляет возможность оплатить покупку разными, но при этом легальными способами — наличными, с использованием онлайн-кошелька или картой. Подозрительно, если продавец просит перевести вас деньги с карты на карту. «Ни в коем случае не переводите деньги на счета физлиц. Если вместо оплаты картой магазин предлагает только оплату наличными, знайте: вы рискуете», — продолжает Соколов.
Распространенная «фишка» мошеннических интернет-магазинов — продажа топовых товаров со скидкой 50% и больше. В АКИТ предупреждают: не ведитесь на наживу, смартфоны последней модели или люксовые вещи не могут продаваться задешево. В лучшем случае вам привезут подделку, а в худшем — ничего. «На электронику и бытовую технику, особенно на только что вышедшие на рынок модели, не может быть скидка больше 10%, это даже себестоимость не покрывает, то есть в такой продаже отсутствует экономический смысл», — отметил наш собеседник.
Еще один совет, который дает Артем Соколов: нужно помнить, что если вы покупаете на российском сайте, то вас защищает законодательство о защите прав потребителей. При покупках в зарубежных магазинах работает законодательство других стран, и оно не всегда в нашу пользу. К слову, по статистике, 36% онлайн-покупок россияне делают в зарубежных интернет-магазинах, из них 90% — в китайских.
Хакеры атакуют
Понятно, что растущая популярность интернет-шопинга привлекает в эту отрасль мошенников. Чаще всего конечная цель преступников — это деньги потребителей, однако они могут охотиться и за личными данными, адресами, номерами телефонов и другой персональной информацией, которая может быть использована со злым умыслом. Проблема эта, можно сказать, всемирная. В 2014 году крупнейший в мире интернет-аукцион eBay сообщил о взломе системы. В результате хакерской атаки были похищены персональные данные 145 млн человек.
До этого у американского интернет-ритейлера Target украли данные о 40 млн клиентах, и сделали это накануне «черной пятницы». Кстати, именно в дни распродаж мошенники особенно активизируются: на сайты заходит больше людей, и хакеры могут за раз украсть больше данных.
Отечественные интернет-магазины тоже подвергались хакерским атакам. Одна из последних случилась в июне прошлого года. Два киберпреступника (молодым людям было чуть за 20 лет) нанесли удар по крупному интернет-магазину, нескольким сервисам по продаже скидочных купонов и платежной системе PayPal. Хакеры взламывали и похищали учетные записи пользователей — всего около 700 тыс. Причем их интересовали те личные кабинеты, где накопилось большое количество бонусов, полученных по программам лояльности, поскольку этими бонусами можно было оплатить новую покупку. Даже при том, что киберпреступники украли не деньги, а бонусы, ущерб пострадавших компаний оценивается в полмиллиона рублей.
Конечно, уязвимость интернет-магазинов — это весомый повод не доверять им. В том, что российские онлайн-шопы надежно защищают личную информацию пользователей, сомневается большая часть их потенциальных клиентов (62%), выяснили в Nielsen. Сетевым продавцам надо бы задуматься над этим и повысить защищенность своих сайтов, хотя хакеры тоже не стоят на месте. Они умудрились взломать даже суперпродвинутый интернет-магазин Amazon.
Еще одна хакерская ловушка — это вредоносные сайты, которые маскируются под добропорядочные магазины. Выдать такой сайт может его адрес: он будет на одну-две буквы отличаться от адреса «правильного». Например, вместо аdidas — abibas, вместо amazon — amоzon. Еще одно правило: адрес безопасного ресурса начинается с протокола https, где буква s означает secure — «безопасное». Если адрес интернет-магазина начинается с http, лучше воздержаться от покупок в нем.
В свою очередь, эксперты рекомендуют пользователям следовать нескольким правилам, которые помогут защитить личные данные от мошенников.
Придумайте разные пароли для разных сервисов или заведите менеджер паролей.
Главная ошибка и слабость интернет-пользователей — один пароль для всего: для почты, интернет-банка, госуслуг, самых посещаемых сайтов. И пароль наверняка незатейливый, например, дата рождения, фамилия или имя, чтобы было легко запомнить. Такие пароли также очень легко подобрать мошенникам, и они сразу получают ключик от всех интернет-дверей конкретного человека. Если боитесь забыть многочисленные секретные комбинации букв и цифр, установите менеджер паролей — это приложение, которое соберет все ваши пароли и защитит их. Помните, что надежный пароль состоит из 9 знаков и более, содержит заглавные буквы, цифры и символы.
Для интернет-покупок лучше завести отдельную электронную почту.
К почте обычно привязаны все самые важные электронные сервисы. Кроме того, в ней может содержаться рабочая или личная переписка. Для онлайн-покупок лучше создать отдельный имейл, который, случись что, не жалко будет потерять.
Не стоит оплачивать интернет-покупки с основной банковской карты.
Имеет смысл завести карту для онлайн-покупок и закидывать на нее нужную сумму для оплаты. Обязательно подключайте SMS-банкинг: так вы будете моментально видеть, какие суммы, когда и за что у вас снимаются.
Осторожнее с публичным Wi-Fi.
Подключились к бесплатному Wi-Fi в кафе и в ожидании официанта вспомнили, что не оплатили онлайн-покупку? Очень непредусмотрительно. По данным «Лаборатории Касперского», пятая часть общественных точек доступа в Москве небезопасна. Это значит, что киберпреступники могут получить доступ к данным вашего электронного платежа. Чтобы не стать жертвой злоумышленников, используйте проверенные соединения с Интернетом или в настройках своего устройства подключите пункт «Всегда использовать безопасное соединение».
Никакой предоплаты!
К сожалению, хакеры — не единственные нарушители интернет-спокойствия. Помимо них в сфере интернет-торговли орудуют мошенники, предлагающие несуществующий товар и требующие предоплату за него. Такие преступления случаются сплошь и рядом: в январе в Пензе задержали мошенницу, которая разместила в Интернете объявление о продаже шубы, от откликнувшейся покупательницы получила предоплату в 14 тыс. рублей и скрылась. В Плесецке молодая женщина «торговала» детскими товарами, в качестве предоплаты с нескольких заказов она получила 25 тыс. рублей.
Да что там далеко ходить за примерами. Автор этих строк должна признаться, что однажды точно так же была «кинута» в Интернете. Я решила купить билет на концерт любимой группы с рук (в кассе их уже не осталось) в день выступления. Времени оставалось мало, я нашла в фанатской группе в соцсетях девушку, которая продавала билет под предлогом того, что не сможет пойти. Мы списались, она попросила перевести ей две тысячи на электронный кошелек, а в качестве доказательства своей добропорядочности прислала фотографию разворота паспорта. Фотографии в нем и на странице в соцсети совпадали. Впопыхах я отправила деньги и… не получила никаких билетов (их должны были прислать на почту в электронном виде). Девушка перестала отвечать и почти сразу же удалила свою страницу. Скорее всего, фотография паспорта и портрет его обладательницы (это к вопросу о защите своих персональных данных!) были украдены в Интернете.
Кстати, торговля между частными лицами через виртуальные доски объявлений сейчас жутко популярна. ВЕ терминологии ритейлеров это называется сегмент C2C, а объем продаж товаров и услуг на сайтах объявлений составил 591 млрд рублей за год, подсчитали в Data Insight. На минуточку: это половина объема продаж традиционного онлайн-ритейла. Еще в 2017 году рынок прямых частных продаж занимал только треть всех объемов: темпы роста впечатляющие.
Видимо, секрет интернет-барахолок в том, что можно найти уникальные товары любого периода, договориться с продавцом об удобной обеим сторонам доставке, сторговать цену и в итоге сделать очень выгодную покупку. Это еще и отличный способ избавляться от ненужных вещей, которые кому-то еще могут пригодиться: посуды, книг, одежды, мебели, техники.
Главное правило онлайн-покупок «с рук»: никаких предоплат! Сначала смотрим и тщательно проверяем товар, если нужно, включаем и тестируем, а лишь затем отдаем деньги. Продавца заранее можно «пробить» в соцсетях: если страница активная, есть много фотографий и личная информация, то он, скорее всего, не мошенник.