ВОЭЗ для туризма должна быть создана до конца 2019 года. Согласно стратегии, за каждого привлеченного в Россию иностранного туриста туроператорам будет доплачиваться около 5 тыс. рублей. С учетом того, что в 2018 году страну посетило порядка 4,2 млн иностранцев, получается кругленькая сумма в 21 млрд.
Любой вариант привлечения туристов, будь то виртуальная площадка или иное, — это хорошая вещь, считает профессор РАНХиГС, эксперт по туризму Галина Дехтярь. «Портал должен содержать информацию о наших традициях, природе, культуре, архитектуре», — говорит эксперт. Она выразила надежду, что такой портал будет достаточно разрекламирован и на нем могут продвигаться не только те маршруты, которые сегодня известны, но и новые. «Финансовый эффект от этого, безусловно, будет. В среднем каждый турист отставляет в нашей стране порядка $1,5–2 тыс., что позволяет создать новые рабочие места, — подчеркнула она. — Система tax-free, которая сейчас работает в РФ в пробном режиме, также способствует привлечению иностранных путешественников. Предполагается дальнейшая работа над этим проектом, в частности, рассматривается возможность введения возврата НДС». По словам собеседницы «МК», вложенные в инициативу деньги отобьются. Сколько на это потребуется времени, сказать сложно. Срок окупаемости должно просчитать Минэкономразвития.
На фоне чемпионата мира по футболу Россия получила положительную динамику роста турпотока, теперь главная задача — поддержать этот устойчивый тренд, отмечает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. К слову, в 2018 году турпоток в РФ вырос на 20% по сравнению с 2017 годом. В текущем году прогнозируется прирост еще на 15–20% по сравнению с уровнем прошлого года, что вызвано ЧМ-2018. «Чтобы удержать тренд, доплата турфирмам за привлеченных туристов обоснована, — считает Капустянский. — Фактически эти расходы можно интерпретировать как затраты на глобальную стройку к значимому мероприятию, которое привлечет много путешественников. Одновременно с этим не стоит забывать о развитии внутренней туристической инфраструктуры, поэтому субсидии имеет смысл распределять не только на туроператоров».
В то же время эксперты говорят: многое будет зависеть от того, как благая идея будет воплощаться в жизнь. Ведь выделение дополнительных бюджетных средств всегда несет в себе риски их нецелевого использования.
Что касается туристических виз, они вообще ни одному государству невыгодны, отметил эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский. «Они расходуют колоссальный материальный, человеческий ресурс и не создают никакой добавленной стоимости для экономики, — считает он. — Суммы, взимаемые с туристов за оформление виз и покрывающие обычно лишь зарплаты миграционно-таможенного персонала, не только не поступают в бюджет принимающей страны, но и обычно вычитаются из нее как не потраченные данным туристом в стране деньги».
Если государство имеет возможность избавиться от виз или хотя бы упростить процесс их получения, то оно это должно сделать, говорит Рожанковский. Визы — это демотиватор для иностранных туристов. Сделать систему туристических виз для людей с краткими визитами более современной — вполне интересная и перспективная задача.