По данным ВЦИОМ, 62% россиян не верит в возможность ведения честного бизнеса на территории РФ. По сравнению с 69% в 2007 году прогресс кажется незначительным. Участники исследования называют несколько причин своего недоверия и скептического отношения. В первую очередь, это огромные налоги, душащие малый и средний бизнес, считают 25% респондентов. Другие 22% называют бюрократию. 16% опрошенных пугают крупные финансовые вложения, а 9% опасаются коррупции.
Вот как прокомментировал для «МК» эти данные исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Шубин: «Да, такая проблема есть. В числе главных препятствий для ведения легального бизнеса в России граждане назвали высокую налоговую нагрузку. Однако, на наш взгляд, это не является главной проблемой, поскольку в России существуют налоговые режимы, предлагающие комфортные условия для разных категорий бизнеса. Скорее проблема заключается в избыточном контроле, надзоре и бюрократизации, которые, в свою очередь, порождают коррупцию.
Сейчас у нас есть действенный инструмент для изменения данной ситуации – нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», направленный как раз на комплексное решение этой проблемы, в частности, через систему акселерации предприятий. Важной частью этой инициативы является федеральный проект по популяризации бизнеса. Он будет способствовать изменению условий для ведения предпринимательской деятельности, в том числе через изменение отношения к бизнесу представителей контрольно-надзорных органов».
А пока оптимистов, верящих в светлое будущее честного предпринимательства в стране, оказалось 34% по сравнению с 21% в 2007 году. Положительная динамика хотя и есть, но общая картина остается неутешительной.
Может быть, россияне не слишком заинтересованы в бизнесе, или у них нет поколенческого опыта, и поэтому ответы такие? Но нет, целых 89% опрошенных положительно относятся к предпринимательству. Серьезный потенциал для огромной страны, только вот препятствий слишком уж много.
На сегодняшний день доля желающих открыть свой бизнес составляет 25%. Но подавляющие 63%, напротив, не рады такой перспективе. При этом 10% заявили, что сами являются предпринимателями. Интересно, что в далеком 1991 году доля бизнесменов составляла 2%. Прогресс? Увы, больше похоже на насмешку. Прошла четверть века с хвостиком, а воз и ныне там.
Исследование также выявило категории россиян, наиболее заинтересованных в открытии своего дела. Это мужчины, люди в возрасте от 45 до 59 лет, жители Москвы и Санкт-Петербурга, лица с высшим образованием. Не угаснет ли их энтузиазм из-за существующих до сих пор препятствий? Увидим ли мы в итоге более обнадеживающую статистику?