Сокращение сроков отключения горячей воды рискует обернуться ростом тарифов ЖКХ

Без увеличения платы за тепло россияне продолжат греть воду в кастрюлях и мыться в тазах

Замглавы Минстроя Андрей Чибис рассказал о планах «сократить срок отключения горячей воды до трех дней». По словам чиновника, такой прорыв будет возможен благодаря «умному подходу» и «смарт-решениям», которые позволят провести обновление систем подачи тепла без миллиардных вложений. Возможно, в развитых городах эта задача решаема, но в большинстве регионов России коммунальная инфраструктура настолько изношена, что подача тепла круглый год попросту невозможна. Необходима дорогостоящая модернизация, утверждают эксперты. Перспектива такая: либо будем мыться с ковшами в тазах, либо государство в очередной раз повысит тарифы.

Без увеличения платы за тепло россияне продолжат греть воду в кастрюлях и мыться в тазах

Минстрой намеревается сократить сроки планового отключения горячей воды по всей России до трех дней. В принципе процесс сокращения этих сроков идет. За последние годы столице удалось снизить планку до 10 дней, при норме по стране в 14 дней. Но как быть отдаленным регионам, где коммунальная инфраструктура дышит на ладан? К слову, жалоб по этому вопросу в общественные организации поступает много. Когда начинается отопительный сезон, проблема выходит на первый план: порядка 20% всех обращений. Чтобы решить проблему, в Минстрое пообещали внедрить «смарт-решения». Что скрывается за модным термином? «Смарт-подходом может являться грамотная постановка задач, распределение сил специалистов по конкретным участкам», — пояснил аналитик «Эксперт Плюс» Кирилл Стариков.

Однако, утверждают эксперты, бессмысленно обсуждать интеллектуальные цифровые примочки, софт-решения, если у нас основа, железо разваливается. По-хорошему надо это сначала привести в порядок, а после говорить про оптимизацию управления, считает первый зампредседателя Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ Светлана Разворотнева. «Никакие умные управленческие решения не помогут, когда износ сетей достигает критической отметки, а источники теплоснабжения уже выработали свой срок, — подчеркивает она. — Двух недель, которые положены по СанПиНу, не хватает, чтобы залатать трубы. Такая ситуация практически повсеместно. В России огромное количество домов в разных регионах, которые по этой причине все лето сидят без тепла».

По ее мнению, сокращать время осмотра и испытаний в таких условиях практически нереально. Можно, конечно, и вовсе отказаться от технологических перерывов на обслуживание, но только при условии, что в доме есть альтернативный канал подачи тепла: кольцевая, двухтрубная система. «Некоторые новые микрорайоны имеют такую возможность. Но речь только о новостройках. Потребуются огромные деньги, чтобы оборудовать такой системой все действующие жилые кварталы, — отмечает Разворотнева. — Как быстро удастся модернизировать изношенную систему теплоснабжения, сказать нельзя. В 2019 году средств из федерального бюджета на теплоснабжение практически нет».

Замглавы Минстроя подчеркнул, что отключение горячей воды на две недели приводит к тому, что коммунальные службы не получают плату и теряют выручку. На время приостановки подачи тепла оплата услуги не производится. У коммунальных организаций есть экономический стимул сокращать этот период. Они заинтересованы в том, чтобы здания могли принимать тепло круглый год, но кому-то придется вложить в проект весомую сумму.

Безусловно, модернизация потребует средств, говорит замгендиректора ассоциации «ЖКХ и городская среда» Дмитрий Гордеев. «Есть три возможных источника: тариф, бюджет и инвестор. Возможности госказны известны. Для того чтобы пришел инвестор, он должен понимать, что сможет вернуть вложенные миллиарды. На бюджет рассчитывать не приходится, — рассказывает эксперт. — Повышение тарифа — вещь непопулярная, а население хочет 365 дней в году получать горячую воду, а платить больше не может. Но чудес не бывает, и, чтобы избавиться от необходимости покупать водонагреватель или греть воду в кастрюле и мыть ребенка в тазике, придется заплатить».

В то же время, по словам эксперта, рост тарифов — весьма опасный социально-политический момент. В конечном итоге сдерживание роста тарифа будет тормозить модернизацию инфраструктуры.


Людмила Александрова

 

А КАК В МОСКВЕ?

Москва не так уж и далека от озвученных замглавой Минстроя РФ Андреем Чибисом сроков в три дня. До 2011 года горячую воду в столице отключали сначала на 21 день, потом — на 14 дней. Последние восемь лет москвичи бегают с кухни в ванную с тазиками уже только 10 дней. Как «МК» прокомментировали ситуацию в пресс-службе ПАО «МОЭК», «10 дней — это обоснованный срок отключения горячей воды без потери качества и надежности самой большой в стране теплоэнергетической системы». Сроки же в три дня там комментируют аккуратно: «Будем изучать результаты проведенных экспериментов». Впрочем, если удалось уменьшить время больше чем в два раза, то что мешает еще ужаться?

Пообщавшись с экспертами и пресс-службой ведомства, корреспондент «МК» сделал вывод, что сократить время отключения воды можно двумя путями. Во-первых, технически: максимально подготовившись к периоду отключения воды, изучив существующую систему трубопроводов, проведя заранее все возможные работы, которые можно сделать в трубе под давлением. Так поступили в 2011 году, когда ужались с 14 до 10 дней.

В пресс-службе МОЭК нам ответили, что ради сокращения этих четырех дней специалисты провели реконструкцию и замену стальных трубопроводов на трубы нового поколения. «Современные трубопроводы тепловых сетей — это предизолированные стальные трубопроводы в пенополиуретановой изоляции, оборудованные системой дистанционного контроля, а также высокотемпературные гибкие трубопроводы из сшитого полиэтилена, исключающие возможные коррозионные процессы», — объяснили в пресс-службе. Кроме того, тепловики заменили неисправную запорную арматуру, установили дополнительные секущие задвижки и перемычки, смонтировали дополнительные опрессовочные линии и насосы. По возможности ремонт проводился заранее.

— При советской власти была сделана и описана система трубопроводов, — разъясняет «МК» Владимир Рязанский, эксперт-методист по информатизации ЖКХ. — Прошло 20 лет, система развивалась, но никакого внятного учета не было. Сейчас проводится инвентаризация трубопроводов, проверка их состояния. И чем больше их учтено во внутренних документах МОЭК, чем больше информации о трубах, с которыми предстоит работать, тем меньше времени специалистам понадобится на самом объекте. Появились и технологии, которые позволяют проводить определенные работы, когда трубопровод находится под давлением. Какие-то работы специалисты успевают сделать в рамках текущей эксплуатации, а что-то откладывают на время отключения горячей воды. И чем больше можно учесть заранее, тем меньше останется на потом.

Второй путь, который позволит сократить время «тазиков и чайников», логистический. Теоретически именно благодаря ему летние работы можно будет сократить до трех дней. Как разъяснил Рязанский, один трубопровод от одного центрального теплового пункта можно привести в порядок быстрее, чем за 10 дней.

— Если рабочие занимаются только одной подстанцией, то сроки там день-два, — пояснил эксперт. — Если одна бригада работает сразу на нескольких пунктах, то сроки увеличиваются — рабочим надо побегать по всем точкам. Если увеличить штат, то и время обслуживания сократится.


Любовь Бондаренко

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27908 от 19 февраля 2019

Заголовок в газете: Вы все еще кипятите?..

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру