Вообще-то по закону обязательная сертификация гостиниц и отелей должна была начаться в России уже с 1 января 2019 года, но начнется лишь сейчас. Проект Положения, без которого процесс запускать нельзя, сначала готовили в Минкультуры, потом руководство туристической отраслью передало его в Минэкономразвития. И окончательный вариант документа дорабатывало с учетом множества замечаний именно это ведомство.
Из 31 тысячи гостиниц и 41 тысячи так называемых «малых средств размещения» вроде хостелов, имеющихся сейчас в России, добровольно сертификацию на данный момент прошли около 14 тысяч объектов, сообщила вице-премьер Ольга Голодец, курирующая развитие туризма.
Она заверила: все службы готовы, и та или иная категория должна присваиваться отелю в течение 5 дней после подачи заявки. Через три месяца в правительстве обещают посмотреть, как Положение работает и, при необходимости, внести в него коррективы.
«МК» поговорил с Александром ОСАУЛЕНКО, директором объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь», о последствиях обязательной сертификации.
-Чем российские звезды будут отличаться от звезд на испанских или греческих, к примеру, отелях?
-Безусловно, в каждой стране есть своя специфика, и она зависит не только от ментальности, но и от реалий, экономической ситуации, степени развитости инфраструктуры. Да и климатические условия диктуют свои подходы и технические требования к средствам размещения... Но методика подхода к определению категории отеля все же общая. Это расширяет возможности туристов в смысле понимания того, на какой уровень сервиса они могут рассчитывать, выбирая отель. Конечно, принимая решения о бронировании или покупке турпутевки, клиенту следует учитывать национальные нюансы, да и туркомпании должны обращать на них его внимание. К тому же за последние 20-30 лет очень многие россияне побывали за границей и более-менее ориентируются в теме.
-Какие еще последствия будет иметь обязательная сертификация?
-По картинке на карте мы увидим неравномерность развития туристической инфраструктуры в России — в каких регионах в основном 1-2 звезды или хостелы, а где внушительное количество отелей уровня 4-5 звезд. Таким образом, сразу станет понятно, где развивать деловой, конгресс-туризм бессмысленно. Организаторам будет легче объяснять партнерам, почему конгресс лучше провести во Владивостоке или Казани, а не в Рязани и Благовещенске. И еще будет ясно, каковы перспективы развития туризма в том или ином регионе, над чем надо работать и в каком направлении.
-Насколько хороша заложенная в Положении методика?
-В той же Европе законы и правила существования отельного бизнеса складывались веками, и все равно они не идеальны. Что уж говорить про Россию... Да, схема далека от совершенства, но как стартап она вполне работоспособна.
-Хостелы окажутся без «звезд»?
-Да. Хостел — совершенно другая категория средств размещения. Это не отель.
-А как повлияет обязательность сертификации на цены?
-Прохождение классификации — трудоемкий процесс. Отелю ведь надо подготовиться, чтобы соответствовать той планке, на которую он рассчитывает. Пока не совсем понятно, сколько все это будет стоить. Пока звезды присваивались на добровольной основе, сложился определенный рынок организаций, которые занимались оценкой, на нем появилась конкуренция. Сейчас же если цена вопроса будет по силам бизнесу, а подтверждать «звездность» не придется очень часто, никаких изменений стоимости номеров ждать, думаю, не стоит.