По данным источников WSJ, предложение о вхождении в состав видоизмененного ОПЕК нашей стране направил министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих по поручению наследного принца королевства Мухаммеда бен Салмана. Инициаторы создания нового альянса надеются, что «более глубокое взаимодействие в новом формате поспособствует сохранению стоимости нефти на определенном уровне».
О том, что ОПЕК утратил авторитет на мировом рынке, стало понятно в 2015 году, когда за полгода котировки «черного золота» снизились с $70 до $28 за баррель. Ближневосточные экспортеры, составлявшие костяк картеля, призвали на помощь независимые добывающие государства и в первую очередь Россию. В рамках неофициальной организации ОПЕК+ было принято решение о всеобщем сокращении производства для снижения излишков «черного золота» на рынке.
Результаты соглашения ОПЕК+ в разные периоды были неоднозначными. В 2016–2017-е годы стоимость барреля держалась в коридоре $45–60. Только весной 2018 года «бочка» преодолела планку в $70, что позволило странам ОПЕК+ увеличить добычу. К октябрю нефть выросла до $85, но затем последовал провал ниже $50. Дополнительное снижение добычи вернуло цены к $60–62, но стало очевидно, что даже в расширенном составе картель не способен серьезно влиять на рынок и регулировать цены. Более того, организация начала распадаться: с 2019 года картель покинул его старейший участник — Катар. В свою очередь такие страны, как Ливия и Нигерия, где не прекращаются боевые столкновения, а также Венесуэла и Иран, в отношении которых США грозит ужесточить санкции, превратились в номинальных участников объединения.
По словам аналитика ГК «Финам» Алексея Коренева, сомнительно, что в таких условиях ОПЕК, равно как и ОПЕК+, смогут эффективно управлять объемами добычи. В связи с этим Эр-Рияд сначала заявил о готовности создать тандем с другим крупнейшим производителем углеводородов — Россией, а затем подключить к альянсу и еще несколько добывающих государств. Только российские и саудовские компании производят более 1 млрд тонн нефти в год. Если в союз войдут такие государства Персидского залива, как Объединенные Арабские Эмираты, Ирак и Кувейт, а также независимые страны, например Казахстан, то по объемам добычи такая организация будет значительно превосходить производственные мощности государств, которые останутся за «бортом» альянса.
Впрочем, в первую очередь видоизмененный альянс станет противовесом США, которые вышли в лидеры мировой нефтяной отрасли и уже неоднократно за счет нерегулируемой добычи срывали попытки ОПЕК+ стабилизировать цены на «черное золото». Конкретные детали организации будут определены уже 18 февраля на встрече участников ОПЕК с независимыми производителями сырья, а в апреле может быть принято решение об официальном создании альянса. В этом случае Вашингтон получит нового серьезного соперника в борьбе за господство на мировом рынке энергоресурсов.
В ближайшее же время на баррель будут влиять традиционные факторы. Особое внимание эксперты обращают на торговые переговоры между США и Китаем. По мнению аналитика ИК «Фридом Финанс» Алена Сабитова, если Вашингтон и Пекин пойдут на обоюдные уступки, то котировки с нынешних $62 вырастут до $64. В случае провала, который будет означать снижение спроса на энергоресурсы, нефть рискует скатиться до $56 за «бочку».