ФАС разоблачила крупнейший сговор трейдеров по ценам на бензин

Взвинтили цены за два месяца

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выяснила, кто спровоцировал серьезное подорожание топлива в России, которое произошло весной 2018 года. Во всем виноваты два крупных трейдера, которые в результате тайного сговора буквально за полтора месяца взвинтили цены на бензин, что привело к резкому общественному резонансу. ФАС не называет конкретных имен, однако грозит возбудить против провинившихся дело. Эксперты признают, что ценовые сговоры на бирже случаются, но доказать их факт у ФАС вряд ли получится.

Взвинтили цены за два месяца

По словам замглавы ФАС Андрея Цариковского, пока подозрения падают на двух игроков рынка. «Мы очень внимательно исследовали, что происходило в то время на торгах нефтепродуктами. В ближайшее время будет возбуждено дело по сговору участвующих в торгах трейдеров», — отмечает чиновник. Подробности своего исследования ФАС не раскрывает.

Речь идет о подорожании горючего, которое наблюдалось в апреле-мае. Изначально обвинения в раскрутке тарифов со стороны чиновников звучали в адрес экспортеров сырья. Потом профильные ведомства правительства признали собственную оплошность и перевели стрелки на пробелы в фискальном законодательстве. Остановить рост цен позволило только прямое соглашение с крупными нефтяными компаниями.

Правда, доставалось и трейдерам. Звучали предложения по запрету их участия в биржевых торгах нефтепродуктами. Некоторых игроков даже лишали доступа к бирже. Тем не менее в конце ноября ЦБ, который принимал участие в дискуссии вокруг ценообразования горючего, заявил, что влияние трейдеров на розничный сектор весьма ограничено, поэтому их действия не способны вызвать систематическое искажение стоимости горючего. «Доля трейдеров (на бирже. — «МК») колеблется в районе 5–7%», — отмечала директор департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка ЦБ Лариса Селютина.

По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, торговля топливом на бирже формируется таким образом: производители горючего, НПЗ, поставляют на торговую площадку определенные объемы, трейдеры делают заявки на покупку, в результате чего определяются рыночные цены. В торгах принимают участие несколько десятков независимых покупателей. «Вряд ли независимые трейдеры могли бы стать причиной разгона цен», — отмечает эксперт.

По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, между биржевыми трейдерами и госрегулятором — ФАС — действительно существуют оценочные противоречия в отношении объективности биржевых торгов и получаемых в результате ценовых индексов на моторное топливо. У трейдеров есть некоторые возможности для манипулирования ценами на бирже посредством воздействия на складывающийся «баланс спроса и предложения». На этом основании ФАС считает, что существуют основания для предъявления трейдерам претензий. По действующему законодательству, если производитель отправляет на биржу не менее 5% произведенного дизельного топлива и не менее 10% бензина, то цена, по которой эти объемы продаются на биржевой площадке, признается рыночной.

«Трейдеры настаивают на том, чтобы на биржу отправлялось как можно больше топлива, произведенного в России. Таким образом, они смогут увеличить свои обороты и, соответственно, доходы. Возможно, что различные трейдеры в самом деле могут иной раз договариваться и искусственно содействовать формированию трендов на повышение или снижение биржевых цен. Тем не менее я сомневаюсь, что у ФАС получится доказать факт ценовых сговоров между трейдерами», — отмечает эксперт.

По мнению старшего аналитика ИАЦ «Альпари» Анны Бодровой, причина роста цен на бензин в России носит комплексный характер и, скорее, зависит не от поведения пары игроков рынка, а от отношения государства к топливному сектору. «Высокие цены в целом на руку правительству, поскольку за счет этого повышается собираемость налогов и наполняемость бюджета. «Новый виток цен неизбежен, и он будет зависеть не от трейдеров, а от сложившейся обстановки на рынке. Государству придется вновь напрямую договариваться с крупными компаниями, так как иных инструментов для контроля цен у чиновников нет», — полагает эксперт.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27897 от 6 февраля 2019

Заголовок в газете: ФАС спросит за бензин с трейдеров

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру