Сейчас в России установлены минимальные розничные цены на крепкий алкоголь, в том числе на коньяк и водку, а также на игристые вина и шампанское. Введение минимальной цены — мера крайне неоднозначная, поскольку направлена она в первую очередь на борьбу с контрафактом, но при этом прицельно бьет по кошелькам потребителей. Между тем Минздрав оценивает долю контрафактного алкоголя на рынке в 30%, а некоторые эксперты долю подделок в мелкой рознице (основной канал сбыта фальсификата) оценивают в 70–80%. Поэтому шансы нарваться на некачественный товар есть у каждого, кто потребляет спиртное, и немалые.
Сорок градусов по 240 рублей
Минимальные розничные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепче 28 градусов, причем как российского, так и импортного производства, впервые были утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) еще в 2010 году. С того момента легальная водка в рознице не могла стоить меньше 89 рублей за 0,5 литра. Однако в последующие годы МРЦ на водку росла отнюдь не минимальными темпами.
С 1 января 2019 года МРЦ на «беленькую» снова выросла, на десять рублей — с 205 до 215 рублей за пол-литровую бутылку. Однако член Гильдии маркетологов России Руслан Брагин считает, что этот напиток за 215 рублей потребитель вряд ли найдет в легальной продаже. Даже если брать экономсегмент, средняя стоимость бутылки составит 240–250 рублей.
Отметим, что водка — традиционно самая продаваемая категория крепкого алкоголя в РФ. Сейчас в стране около 6 тыс. брендов водки, это только по ГОСТу на спирт «люкс»: с одним химическим составом.
«Люди выбирают обычно один из трех известных им брендов. Если, придя в магазин, потребитель не находит знакомую ему марку, он быстро переключается на пару других известных брендов», — утверждает Брагин. По его словам, поднятие минимальной стоимости не коснется маргинальных слоев населения. «Они и так пьют самогон и всякие заменители нормального алкоголя. Им все равно, что пить, лишь бы было дешевле», — подчеркнул он.
Брагин рассказал, что еще несколько лет назад в южных республиках России бутылка водки стоила порядка 100 рублей, и это считалось справедливой ценой. Те, кто производил такие напитки, выходили в плюс и зарабатывали на их реализации: уходили от акцизов, использовали поддельные марки, экономили на таре. Эксперт убежден, что рост МРЦ не повлияет на тех производителей контрафактной продукции, у кого налажены каналы сбыта.
Телега с надписью «Мерседес»
С начала 2019 года минимальная розничная цена увеличилась на бренди — с 293 до 307 рублей, и на коньяк — с 371 до 388 рублей.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «Цифрра» Вадим Дробиз отметил, что увеличение МРЦ означает, что подорожала фальсифицированная продукция: по минимальным ценам может продаваться только фальсификат коньяка и бренди. «Государство держит заниженные розничные цены на эти напитки. Есть официальная стоимость, а есть реальная. Вот реальная розничная цена на коньяк — 450–460 рублей за бутылку, и она экономически обоснованная, — подчеркнул он. — В России в 2019 году сделали 388 рублей. Никакого влияния на рынок и на потребителей это не оказало. Нормальный потребитель потребляет качественную продукцию дороже 450 рублей и не покупает более дешевый фальсификат, которого пусть и не так много, но он есть».
По мнению экспертов, существующая минимальная цена на коньяк из отечественного винограда слишком маленькая. Они подчеркивают, что коньяк — это элитный продукт. Минимальной ценой, установленной сейчас, его превратили в некую разновидность водки — крепкое пойло, и не более того. «Если установить правильную МРЦ и потребление этого продукта уменьшится, то это даже хорошо. Цена такого продукта в магазинах должна начинаться от 500 рублей за бутылку объемом 0,5 л, — рассказал президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. — Производитель понимает, что дешевле чем за 500 рублей он не может изготовить напиток, а торговые сети ему говорят, дайте продукт за 388 рублей. Что в таком случае остается аграриям? Первый вариант — ничего не производить и уйти с рынка. Второй: менять технологию производства в сторону удешевления конечного продукта. Но любое удешевление — это потеря вкуса и аромата».
Как образно выразился эксперт, можно сделать «Мерседес» по цене телеги, но в результате мы получим все ту же телегу, только с надписью «Мерседес». «Так вот коньяк — это «премиальный автомобиль» в винодельческой продукции», — заключил Попович.
Без вина виноватые
Среди вин МРЦ установлена лишь на игристые — 164 рубля за бутылку. Минимальной цены на тихое, крепленое, десертное вино в России не установлено. Считается, что винный сегмент требует свободного регулирования, а минимальные цены будут этому только мешать. Однако Леонид Попович считает, что «минималка» на вино нужна. «Производители такой продукции видят положительные стороны в утверждении минимальной розничной цены. Они обращаются в Росалкогольрегулирование и Минсельхоз с просьбой решить данный вопрос. Пока он рассматривается», — сказал эксперт.
При этом Попович считает, что минимальную цену на игристое вино давным-давно пора пересматривать в сторону увеличения, а МРЦ на тихое сухое вино должна быть на 5–10% меньше, чем на игристое. Цены на ликерные вина, наоборот, по его словам, должны быть выше, так как на них выше акциз.
«Необходимо устанавливать «минималки» одновременно на все виды вина: тихие, игристые, ликерные, на винные напитки и фруктовые вина. Когда весь спектр винодельческой продукции будет расстановлен пропорционально минимальным ценам, мы увидим справедливую систему ценообразования», — подчеркнул глава Союза виноградарей и виноделов РФ.
Интересно, что Общественная палата попросит депутатов придать российскому вину официальный статус продукта питания, а не алкогольного напитка, чтобы вывести его из-под контроля Росалкогольрегулирования. По словам Поповича, в техническом регламенте «О безопасности пищевой продукции» вино и так относится к продуктам питания. «Объявление этого напитка продуктом питания — это завуалированное предложение сделать продажу вина без акцизов и жесткого регулирования», — сказал он.
Эксперт убежден в том, что минимальные цены нужны. Они должны быть посчитаны исходя из реальных затрат, начиная от производства винограда: себестоимость должна покрываться. Однако потребители вряд ли обрадуются тому, что цены на вино, которое потребляют практически все слои российского населения, в «приказном порядке» вырастут на 5–10%.
Атака на пенное
«Минималки» на пиво в России пока нет. Однако дискуссии о возможном ее введении бурлят без конца. Одна из причин, по которой невозможно ввести минимальную розничную цену на этот напиток, — сильное различие пива: сорт, упаковка (банки, стеклянные бутылки, ПЭТ), цена, отметила председатель правления Национального союза производителей пива и напитков Елена Цветкова. «Как понять, какой должна быть МРЦ? Для больших производителей «минималка» может быть 40 рублей, а маленькому заводу эта сумма никакой пользы не принесет: с учетом высоких затрат на изготовление только себестоимость продукции порядка 100 рублей за 1 л», — подчеркнула она. Эксперт считает, что если МРЦ будет установлена, потребитель ничего не потеряет, кроме того пива, которого и не должно быть на рынке, — продающегося нелегально в «серых» торговых точках.
«Если говорить о борьбе с контрафактом, то речь идет о пиве, с которого не уплачен акциз: с учетом НДС он составляет порядка 25 рублей за 1 л. В некоторых магазинах разливного пива есть напитки, стоимость литра которых 50–60 рублей. Если вычесть из этой цены 25 рублей за акциз, наценку продавца, а полученную сумму разделить на производство напитка и логистику, получится смешная сумма. Спрашивается, а из чего оно вообще было сделано? В таком случае МРЦ будет индикатором качества и залогом безопасного продукта», — сказала Цветкова.
Получается, если покупатель встретит в магазине пиво за 50 рублей за 1 л, ему придется сделать выбор: либо поддержать рублем нелегального производителя, либо вообще отказаться от потребления такого напитка.
К слову, последние пять лет в России производится порядка 7 млрд литров, судя по тому, что с акцизов ежегодно поступает порядка 140–150 млрд рублей. Именно пива больше всего выпивается в нашей стране.
Минимум стремится к максимуму
Главная тенденция 2019 года — это борьба с дистанционными продажами алкоголя через Интернет, рассказала «МК» член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк. «Теневой рынок онлайн-продаж в прошлом году вырос на 23%, несмотря на формальный их запрет. Алкоголь через Интернет продают многие: и импортеры, и торговые сети, и поставщики эксклюзивного алкоголя, ввозимого частным путем. Вариантов обхода запретов продавцы нашли массу, — говорит эксперт. — В 2019 году ожидается усиление борьбы с онлайн-продажами вплоть до блокировок сайтов. Делается это для усиления контроля: проверять продукцию в магазине куда проще, чем в абстрактном интернет-магазине. Однако от этого запрета вполне могут пострадать и благонадежные импортеры и продавцы». МРЦ вряд ли поможет с очищением от контрафакта интернет-торговли.
Вообще же в ближайшее время «минималка» должна оставаться неизменной, поскольку требуется время для оценки эффекта от изменений, принятых в начале 2019 года. Опрометчивое повышение может привести к очень тяжелым последствиям, считает Анна Вовк.
Между тем, чтобы каждый раз не затевать дискуссии, насколько менять МРЦ, но при этом учитывать в стоимости спиртного инфляцию, а также все издержки, связанные с производством продукции, чиновники принялись разрабатывать кое-что новое. Одна из идей, которая рассматривается сейчас, — заставить высчитывать «минималку» робота, заложив в него специальную формулу, чтобы тот периодически выдавал новую цену. Идею единой формулы для всех видов спиртного поручено проработать Минфину. Однако эксперты сомневаются в эффективности такого подхода. «Грести весь алкоголь под одну гребенку нет никакого смысла. Например, различные алкогольные коктейли в банках пользуются особым спросом у молодежи, что подрывает их здоровье, употребление водки чревато сильным алкогольным отравлением, а вот игристое вино люди покупают по праздникам, и установление минимальной цены никак не повлияет на спрос. К каждому напитку нужен индивидуальный подход в зависимости от предпочтений населения», — убеждена член ТПП.
Из всего вышесказанного следует, что «устаканить» минимальную стоимость — не значит избавить рынок от нелегального алкоголя. Снижение контрафакта если и идет, то не благодаря «минималке». Однако с момента ее внедрения часть производителей были вынуждены уйти в «тень», чтобы избежать дополнительных расходов, связанных с изменившимися правилами игры на алкогольном рынке. Минимальной розничной ценой скорее прикрываются чиновники, которым поручено очистить легальную розницу от «паленки».
КАК РАСПОЗНАТЬ «ПАЛЕНУЮ» ВОДКУ?
Практические рекомендации
При покупке бутылки с алкоголем кассир должен считать информацию с товара дважды. Данные со штрихкода бутылки в режиме онлайн отправляются в Росалкогольрегулирование. На выданном за покупку чеке должен быть специальный штрихкод, который свидетельствует о том, что реализация спиртного зафиксирована в ЕГАИС.
Существует ряд бесплатных приложений для мобильных устройств, позволяющих проверить легальность алкогольной продукции. Например, Росалкогольрегулирование разработало приложение, которое позволяет, отсканировав QR-код (несет базу данных с характеристиками товара) на этикетке, узнать о приобретаемом спиртном практически всю информацию, а также убедиться в том, что сама торговая точка имеет лицензию на продажу алкоголя. Есть также приложения, позволяющие считывать QR-коды ЕГАИС и акцизные марки и определять по ним содержимое бутылки.