Скидки могут вскружить голову, а это как раз то, что нужно алчным продавцам и мошенникам. Идея втюхивать товары по дешевке в определенный период (обычно после большого национального праздника) возникла давным-давно. В США в 1950 х годах после Дня благодарения впервые провели «черную пятницу», а в России еще до 1917 года была традиция после Пасхи устраивать на ярмарках распродажи, которые так и назывались: «дешевка». Прогресс на месте не стоит: относительно недавно «праздники дисконта» начал устраивать сегмент онлайн-торговли. Прародителем «киберпонедельника» в 2005 году тоже стала Америка, а в нашей стране им увлеклись спустя восемь лет: первая онлайн-распродажа прошла 28 января 2013 года.
Сейчас в «киберпонедельник» огромные скидки, до 90%, объявляют у себя практически все интернет-магазины, а до этого активно рекламируют долгожданную распродажу. Людям приходят рассылки с предложениями на электронную почту, в СМС, на улицах висят завлекающие баннеры. Массированная атака обычно заканчивается успехом: заинтересованные покупатели заходят на сайты магазинов.
В этот момент потребитель подвергается двум главным опасностям. Во-первых, вы рискуете стать жертвой маркетинговых уловок, накупить ненужного или вовсе потратить больше, при этом наивно полагая, что экономите. Во-вторых, интернет-магазины с волшебными скидками могут оказаться не тем, за что себя выдают. Обычно в период распродаж активизируются кибермошенники и продавцы подделок. Вот несколько правил, которые помогут противостоять алчным продавцам и «распродажным» мошенникам.
Правило №1: не верьте в большие скидки. Максимальный дисконт, который может себе позволить магазин, — это 30%, утверждают исследователи маркетинговых уловок. Скидки в 70–80–90% возможны только на бракованный, нереализованный и уцененный товар. В лучшем случае это будет кофточка из прошлогодней коллекции нестандартного размера. В худшем — техника с незаметным браком, которая сломается, как только кончится гарантия. Желательно акционную цену сравнить со стоимостью товара до начала распродажи. Может оказаться, что «суперскидка» образовалась от специально завышенной накануне цены.
Правило №2: проверяйте товар перед оплатой. Обязательно тестируйте товар при курьере интернет-магазина. Если такой возможности не будет, то читайте на независимых сайтах отзывы о приобретаемой вещи и самом магазине. Кстати, по законодательству даже акционную технику, одежду и обувь можно вернуть или обменять в течение двух недель. Сделайте это, если обнаружили брак или осознали, что пятнадцатые туфли вам не нужны.
Правило №3: избегайте подделок. В Интернете полно сайтов-клонов, которые торгуют контрафактом или вовсе являются фишинговыми (заносят вирус в компьютер, вымогают деньги или воруют данные). Эксперты Group-IB обнаружили 400 клонов магазина AliExspress и еще 200 копий других известных площадок. На таких сайтах могут продаваться реплики брендовых изделий — копии низкого качества. Чаще всего подделывают кроссовки, сумки, одежду, хотя в описании будет написано «оригинал». Ежемесячно на сайты-дубликаты заходят 200 тыс. человек и теряют там десятки тысяч рублей.
Правило №4: изучите признаки кибермошенничества. Фишинговые сайты и интернет-магазины с подделками можно определить. Адресная строка должна начинаться не с http, а с https (защищенный протокол). В ней не должен содержаться набор букв или странные символы. Например, недавно попался такой сайт по продаже комплектов белья «за 99 рублей»: kjjj.biz. Уважающие себя магазины купят себе «говорящее» доменное имя, а не создадут сайт-однодневку. Кроме того, не доверяйте никому, кто просит у вас данные банковской карты.
Правило №5: оплачивайте при получении. Это главная заповедь опытных онлайн-шопоголиков. Доступная опция оплаты товара после его доставки — хороший признак. Впрочем, от покупки контрафакта он не защитит, но продавец хотя бы не пропадет с вашими деньгами, если вы заплатили их онлайн.
Хоть у «черной пятницы» и «киберпонедельника» и сложился противоречивый имидж в России, с мечтой о выгодных покупках расставаться не стоит. Эксперты Роскачества дали свои советы, как разумно участвовать в распродажах. Прежде всего нужно составить строгий список необходимых покупок и спланировать бюджет. В Ассоциации компаний интернет-торговли признали, что от тотальных распродаж не только продавцы выигрывают за счет повышения спроса, но и покупатели остаются в плюсе. «В 2018 году в «киберпонедельник» россияне потратили 2,5 млрд рублей, а в этом году общий оборот акции может составить 9 млрд рублей», — оценил потенциальную прибыль онлайн-торговцев президент АКИТ Артем Соколов.