Все уже обратили внимание, что Новый год традиционно начался с подорожания всего и вся. В частности, уже в новогодние праздники бензин и дизельное топливо подорожали примерно на 30 копеек. А за первые рабочие дни прибавили еще 40-50 копеек, и останавливаться, по всей видимости, не намерены.
Однако в правительстве уверяют, что самое страшное практически позади: осталось пережить две недели января, а дальше все устаканится, поскольку высокой инфляции в стране по-прежнему не ожидается, а остальные факторы, негативно влияющие на цены (в том числе рост акцизов и последствия налогового маневра) удастся нивелировать с помощью договоренностей с нефтяными компаниями.
"Максимально возможное повышение цен на топливо будет в январе и составит 1,7% в связи с повышением НДС на 2%. Однако уже с февраля рост будет происходить на уровне прогнозируемой инфляции, причем равными долями, а не залповое повышение сразу на 4,3%, как это предусмотрено прогнозом социально-экономического развития", - заверил Козак на совещании у председателя правительства.
Он пояснил, что изменение ставки НДС и инфляция - это объективные факторы, которые правительство не могло проигнорировать, договариваясь с нефтяниками. Других причин поднимать цены у них нет.
"Таким образом, по состоянию на сегодняшний день прирост цен на бензин на АЗС составил от 0% до 1,7%, на дизтопливо - от 1,6% до 1,7%, то есть это примерно 70 копеек. Нигде, ни у одной компании, этот потолок не пробит и есть уверенность, что такая ситуация сохранится", - заверил Козак.
Однако ряд экспертов, в том числе во властных структурах, думают иначе. Напомним, что, помимо НДС и инфляции, на цены оказывает влияние повышение акцизов, а также рост НДПИ в рамках налогового маневра.
Акцизы в 2019 году выросли и весьма существенно - в 1,5 раза. А их доля в литре бензина составляет около 65%. Так почему же, если налоговая составляющая выросла, стоимость топлива не должна расти?
Аналитический центр при правительстве РФ прогнозирует, что вклад акциза в прирост розничных цен на бензин АИ-92 составит 3,06 руб за литр, по дизелю чуть-чуть поменьше.
Что касается налогового маневра, то он, по оценкам ЦБ, вызовет подорожание бензина еще на 3,1% или 1,3 руб.
А теперь давайте посчитаем: 70 копеек из-за НДС, 3 руб из-за акцизов, 1,3 руб из-за налогового маневра и 1,8 руб из-за годовой инфляции 4,3%, если она, конечно, останется в рамках прогноза.
Итого получается плюс 6,8 руб к стоимости каждого литра. Причем ряд независимых экспертов полагают, что это еще минимум, и потолок роста цен на топливо составит не менее 10 руб.
Дмитрий Медведев заявил, что, если сценарий, описанный Козаком, не сработает, и "ситуация где-то будет дестабилизирована", правительству придется принимать различные меры реагирования вплоть до введения заградительных пошлин на торговлю нефтью и нефтепродуктами, которыми нефтяников приводили в чувство в прошлом году.
"Вы их вызывайте к себе и напоминайте положения соглашения", - посоветовал он вице-премьеру. ДАМ напомнил, что кабмин отрегулировал негативное влияние налогового маневра на внутренний рынок топлива: для компаний, работающих с НПЗ, введен отрицательный акциз на нефть. Кроме того, им обещано сохранение таможенно-тарифных льгот.
"Надеемся, что нам не придется применять заградительные пошлины", - подчеркнул премьер.