Полушутливый индекс Биг-Мака высчитывается с 1986 года. Экономисты начали его определять с целю упростить понимание сложных финансовых процессов. В основе — теория паритета покупательной способности, согласно которой обменные курсы национальных валют должны выравниваться с ценами на идентичные продукты. Для наглядности был выбран Биг-Мак, который уже десятки лет продается во всех цивилизованных странах и готовится по одинаковой рецептуре. В идеале количество бургеров, купленных жителями разных стран на среднюю зарплату, должно быть примерно одинаковым. Однако этого не происходит, из чего исследователи ежегодно делают вывод о недооцененности и переоценности некоторых нацвалют по отношению к доллару.
В этом году переоцененными оказались швейцарский франк, норвежская и шведская крона. Рубль, в свою очередь, попал в топ-3 самых недооцененных валют вместе с украинской гривной и египетской лирой. Если рассчитывать курс по индексу Биг-Мака, то доллар в нашей стране должен стоить 20 рублей вместо сегодняшних 66 рублей за доллар. Таким образом, «деревянный» недооценен на 70%. Это оценка из расчета стоимости бургера в $1,65 или 110 рублей. Методология расчета индекса известна лишь экономистам, работающим для The Economist, поэтому не совсем понятно, почему их исходные данные отличаются от реальных. Если же брать стоимость Биг-Мака в 130 рублей, делить ее на средний курс доллара в 62 рубля, то в «зеленых» мы получим чуть больше $2. При такой цене недооцененность рубля составит около 60%.
Эксперты индекс Биг-Мака всерьез не принимают, но признают, что в выводах приверженцев «бургерономики» есть доля правды. «Сам по себе, так называемый индекс Биг-Мака, конечно, не отражает реального курса российского рубля и положения дел в экономике. Для этого есть уровень ВВП в стране, стоимость кредита для субъектов экономики, есть доходы корпораций и населения, есть способность населения к сбережению и инвестированию в стране и многое другое. Хотя стоимость рубля относительно доллара может быть ниже сегодняшнего уровня. Для этого нужно вернуть страну в экономическую активность, которая была до американских санкций», - со всей полнотой экономической серьезности отметил руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов.