Признаки очередного существенного роста стоимости топлива в России стали заметны после открытия первых после Нового Года торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, которая служит основной площадкой внутреннего и внешнего сбыта российского горючего.
Стоимость тонны АИ-92 моментально подскочила на 3,2% и практически достигла отметки в 40 тыс рублей, а тонны АИ-95 стала дороже на 5,5% (около 41 тыс рублей). Дешевле на 1% стало только зимнее дизельное топливо, правда, при этом, стоимость его межсезонного аналога выросло в цене более чем на 1,5%.
Главная причина, по которой, как полагают эксперты, стоимость горючего в России снова начала расти, является повышение мировых цен на сырую нефть, которое наблюдается с начала 2019 года. Вопреки прогнозам большинства экономистов, которые уверяли, что после провала котировок в конце прошлого года ниже порога в $50 за баррель «черное золото» продолжит агонизировать и опустится до $30-35 за «бочку», стоимость углеводородов пошла вверх и взяла отметку в $60. Крупным компаниям стало выгодней отправлять сырье за границу, поэтому поставки на внутренний рынок сократились, что привело к росту цен.
Между тем, секрет кроется и в другом факторе — заключая в прошлом году договоренность о стабилизации цен на топливо в России, правительство дало нефтяникам небольшой карт-бланш. Лидерам отрасли позволили нарастить цены на АЗС в январе 2019 года ровно на ту сумму, которую понесут бюджеты компаний после увеличения НДС с 18% до 20%.
«Рост цен в розничном сегменте связан с тем, что государство позволило добывающим компаниям компенсировать свои потери от увеличения с 1 января налога на добавленную стоимость с 18% до 20%. Они этим и воспользовались, но пока не перешли пределы, установленные правительством», — отмечает исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко. В связи с этим, на заправках стоимость топлива выросла незначительно — на столичных АЗС, по оценке РТС, литр АИ-92 и АИ-95 в январе подорожал не более чем на 20 копеек.
Впрочем, существует еще одна загвоздка. Обещая нефтяным компаниям поблажки, чиновники ограничили порог, выше которого добытчики и трейдеры не могли повышать оптовую стоимость горючего — примерно 56 тыс рублей за тонну.
По оценке представителей небольших сетей АЗС, рост конечной стоимости литра бензина с оптовой базы с учетом других расходов и прибыли составляет до половины от оптовой. Если нефтяники достигнут максимальной точки в 56 тыс рублей за тонну горючего (кстати, такое возможно, если крупные компании в будущем расширят экспорт и снизят поставки готового топлива на внутренний рынок), то розничным компаниям придется снова повышать цены. В связи с этим литра по АИ-95 за 45 рублей и даже за 50 рублей россияне могут не увидеть. Особенно если крупные компании снова ринутся за финансовой прибылью на внешний рынок, так как соглашение с правительством о стабилизации внутренней стоимости горючего заканчивается 31 марта.
Рядовых россиян в новом году может ждать и иная проблема, связанная с ежедневными расходами на бензин. По словам многих автолюбителей, обращавшихся в «МК», приезжая на АЗС и наполняя полный бак, в дальнейшем они понимали, что произошел недолив. Немногие, правда, находили в себе силы возвращаться назад и устраивать скандал, но неприятный осадок все-таки ощущался.
Действительно, проблема недолива в России существует. Горячие головы из числа представителей неформальных организаций автолюбителей уверены, что работники примерно каждой пятой российской АЗС. Представители розничных компаний отвергают подобные обвинения, уверяя, что каждое наполнение бака сопровождает специальная отметка, которая сохраняется в базе и по которой по чеку можно будет сверить показания бензобака с действительной отгрузкой бензина. Однако существует не менее десятка способов, как «надуть» компьютерную систему и лишний раз залезть в карман рядового автолюбителя.
Читайте материал «Новая проверка АЗС выявила литровый недолив бензина»