- Насколько с вашей точки зрения близка и реальна нарисованная Коболевым перспектива?
- Я думаю, что это у Коболева такая пугалка. Он уже не раз к ней прибегал. И после запуска "Северного потока - 2" российскому газу надо будет как-то находить дорогу к такому крупному потребителю, как Италия, - без украинского транзита он туда никак не попадет.
Или возьмем подвисший, и, похоже, надолго "Турецкий поток": через территорию Турции на юг Европы российский газ тоже в ближайшие годы не попадет. Значит - опять Украина.
Кроме этого, необходимо учитывать перепады давления. Без украинских подземных газовых хранилищ обеспечить гибкость поставок сейчас невозможно. "Газпрому" потребуется ежегодно прокачивать через украинскую территорию минимум 30-40 миллиардов кубометров газа.
- Ну а как скоро все-таки можно ожидать запуска обходных "потоков"?
- "Северный поток", судя по всему, построят с задержкой - из-за позиции Дании. Дальше будет еще одна задержка: на газопровод, который пойдет по территории Германии, надо будет получать отдельное разрешение немецкого регулятора, а это будет серьезной проблемой.
Что же касается "Турецкого потока", то одна труба там рассчитана только на Турцию, а труба №2 висит в воздухе. Никто не может понять, где она войдет на территорию Евросоюза, - то ли в Греции, то ли в Болгарии. Разрешения от европейских регуляторов нет пока ни на один из этих сценариев. В общем, в течение ближайших пяти лет транзит через Украину совершенно точно останется.
- Но тогда пессимизм господина Коболева выглядит странно: получается, что он целенаправленно снижает стоимость ГТС. Чем вы объясняете такое поведение?
- Я могу объяснить это лишь возможными связями господина Коболева и его заместителя по финансовой части, господина Витренко, с "Газпромом". Вот уже на протяжении нескольких лет они ведут политику срыва всех попыток украинского руководства разделить "Нафтогаз Украины", выделить из него газотранспортную сеть и создать независимого оператора ГТС.
Решение на высоком уровне принято, есть уже иностранные партнеры, готовые вступить в эту компанию и поддерживать ее в работоспособном состоянии. Но все срывается из-за конфликтов Коболева и Витренко с правительством и с другими игроками на этом рынке. Идет, не побоюсь этого слова, намеренный саботаж, в выигрыше от которого только российский "Газпром".
- По словам того же Коболева, полное прекращение транзита российского газа приведет к потере трех миллиардов долларов. А во что обойдется России альтернатива украинскому маршруту? И как скоро она окупится?
- Формально "Северный поток - 2" обойдется меньше чем в 10 миллиардов евро, но учитывать надо все расходы. Новый газотранспортный коридор, проложенный с Ямальского полуострова по совершенно новой территории, обошелся "Газпрому" больше чем в 44 миллиарда долларов.
В "Турецкий поток" вложили не меньше 17 миллиардов долларов, еще когда он назывался "Южным потоком". Сейчас туда вкладывают еще более 6 миллиардов. При этом часть труб, которые приходят по России, приходится выкапывать обратно... Это деньги, вынутые из кармана России, из кармана налогоплательщиков.
- Геополитические амбиции стоят недешево.
- Это не геополитика. Это надувание щек на пустом месте. И возможность заработать для подрядчиков. Другой пользы от этих проектов я не вижу.