За хлебом на заправку

Владельцы АЗС учатся зарабатывать на продаже сопутствующих товаров

Эффективная организация сервиса и расширение перечня предлагаемых услуг способны позволить добиться заметного увеличения прибыли автозаправок от основной деятельности. Об этом свидетельствует успешный опыт европейских ритейлеров. На Западе дополнительный сервис приносит некоторым заправкам до 70% доходов. В России переход к современному формату происходит достаточно медленно. Однако, как отмечают участники круглого стола «Тренды развития топливного розничного рынка и автозаправочных станций в 2019 году», прошедшего 24 декабря в ТАСС, уже появились наглядные примеры, что отечественные торговцы топливом начали относиться к диверсификации бизнеса со все большим вниманием.

Владельцы АЗС учатся зарабатывать на продаже сопутствующих товаров
Фото с сайта "Роснефти"

На розничном рынке горючего России большую часть выручки сегодня дает топливо, нежели сопутствующие товары. За рубежом это соотношение обычно составляет 50 на 50. То есть, владельцы автомобилей приезжают на АЗС не только для заправки транспортного средства, но и для того, чтобы попить кофе, перекусить, ознакомиться с прессой или, например, чтобы неожиданно найти себе очень нужную в дороге и хозяйстве вещь, которая в обычных магазинах редко встречается или запрятана среди прилавков так, что заметить ее не представляется возможным.

Заправочные комплексы являются едва ли не самой удобной площадкой для дополнительного заработка — как на продаже горячего питания, так и хозяйственных мелочей. Здесь можно воспользоваться бесплатным Wi-Fi и современными комнатами личной гигиены. В зоне дополнительного сервиса заправок можно найти сервис-боксы для очистки фар и лобового стекла, а также подкачать шины.

Вместе с тем, по словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, бизнес продажи сопутствующий товаров на заправках развит пока достаточно слабо. Например, независимым сетям АЗС это приносит лишь около 20% выручки. Большинство владельцев небольших АЗС отпугивает трудоемкость процесса и чересчур низкая отдача бизнеса. А, по словам генерального директора Совета по товарным рынкам Ильи Мороза, в некоторых районах России средний чек на автозаправочных станциях составляет всего 100-150 рублей. «В Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках население — платежеспособное, там есть перспектива развития дополнительных услуг на АЗС. Что касается всей остальной страны, то здесь тяжело даже чашку кофе продать: чаще потребители приезжают только заправиться двумя литрами топлива», — отмечает эксперт.

Тем не менее, крупные компании постепенно выдвигают на первый план сопутствующий бизнес. «Моду среди основных добывающих отечественных холдингов задает «Роснефть», стремясь довести показатель доходов от реализации дополнительных товаров на АЗС в ближайшем будущем до 25% от общей выручки. Это и средство увеличения прибыльности розничного сегмента, и средство улучшения сервиса для повышения лояльности клиентов. Многие западные корпорации кооперируются с ретейлерами. Например, британская сырьевая корпорация BP тесно сотрудничает в этом направлении с английским торговым гигантом Marks&Spenser. «Роснефть» также в партнерстве с зарубежными компаниями, помимо сети быстрого питания на собственных АЗС, налаживает продажу автомобильных аксессуаров и запасных частей, оказывает различные дополнительные услуги, в том числе, по ремонту и замене шин, — отмечает старший аналитик «БКС-Капитал» Сергей Суверов.

У компании есть стандартные АЗС с магазином, есть заправки формата «киоск», трассовые станции и АЗС в составе многофункциональных комплексов. «Роснефть» активно развивает кафе при автозаправках как стандартного, так и небольшого формата: и для потребителей, которые находятся в 5 км от дома, и для дальнобойщиков, которые проезжают по 500 км день. В ряде регионов на некоторых трассах вблизи заправок «Роснефти» возводятся гостиницы.

В Краснодарском крае рядом с АЗС уже есть три небольших мотеля. Сейчас компания реализует проект многофункционального комплекса в Ленинградской области возле Коневского монастыря, которого помимо автозаправки с магазином и кафе войдут отель на 150 номеров, кемпинг, банный комплекс и речной вокзал. Еще один многофункциональный комплекс с отелем «Роснефть» намерена построить в Тверской области. «Компания стремится к тому, чтобы бизнес по продаже сопутствующих товаров полностью покрывал операционные затраты АЗС. За этим будущее», — отмечает старший аналитик БКС-Капитал Сергей Суверов

Стоит отметить, что в последнее время отечественные владельцы крупных автозаправочных сетей стараются опередить ближайших конкурентов даже, казалось бы, в самом малом. В частности холдинги соревнуются друг с другом в количестве чашек кофе, которые в год продают на АЗС. В этих, неофициальных соревнованиях также побеждает «Роснефть». В этом году компания планирует напоить своих клиентов более чем 45 млн чашечек бодрящего напитка на 4 млрд рублей. У ближайшего конкурента компании в планах менее 30 млн чашек.

Одной из основных препон, которая пока сдерживает развитие сопутствующего бизнеса на заправочных комплексах, эксперты называют фискальную составляющую. «Налоговая нагрузка на нефтяные компании в России является самой высокой в мире. Доля налогов в розничной стоимости бензина в 2019 году вырастет с нынешних 71% до 80%. «Когда государство давит на нефтяников, нужно дать бизнесу какие-то послабления. Например, должны быть всячески поддержаны федеральными и местными властями все сопутствующие сервиса АЗС», — отметил генеральный директор компании «ИнфоТЭК-терминал» Рустам Танкаев.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру