«Дорожная карта» — дело не быстрое, но первые результаты переговорного процесса выглядят обнадеживающе. Перевозчик все же будет вывозить туристов с Хайнаня. «Готовим вылет самолета и начинаем вывоз туристов. Первый борт в Казань летит», — заявил гендиректор авиакомпании по общим вопросам Сергей Крупнов в ходе совещания. В то же время «Жемчужная река» подтвердила имеющуюся задолженность перед авиакомпанией, но платить за вывоз туристов отказалась.
Крупнов также отметил, что у оператора и перевозчика существуют обязательства и согласованный график платежей и погашения образовавшейся задолженности на сумму около $2,3 млн. «График, по состоянию на сегодняшний день, нарушен и не исполняется». Хотя на самом деле застрявших в Китае путешественников не так много. Если самолеты большие, 10–15 рейсов будет достаточно, чтобы всех вывезти.
Пока туристический оператор и авиаперевозчик выясняют, кто из них кому должен денег, туристы начинают нервничать. Татьяна из Самары пишет, что полетела в КНР на 10 дней и взяла с собой определенное количество лекарств. Она болеет астмой и постоянно нуждается в ингаляциях. Препарат закончился, и теперь каждый день такого «отдыха» для нее пытке подобен.
Многие туристы наперебой кричат о том, что у них закончились деньги, а туроператор не выполняет должным образом своих обязательств. «Даже если нас не могут вывезти в Россию, пусть хотя бы накормят. На обед предложили яблоко и бутерброд. Дети недоедают», — пишет жительница Казани, оказавшаяся в числе клиентов «Жемчужной реки».
Справедливости ради заметим, что, судя по постам в соцсетях, есть и такие «пострадавшие», которые не против провести лишние дни в Поднебесной — если только за счет туроператора.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Маргарита ЕРЕМЕЕВА, адвокат Клуба защиты прав туристов: «Первое, что необходимо сделать нашим путешественникам, застрявшим в Китае, — обратиться к своему туристическому оператору и следовать его указаниям, рекомендациям. «Жемчужная река» не объявила о приостановке своей деятельности, следовательно, она должна исполнять свои обязательства.
Можно самостоятельно приобрести билет на родину. В таком случае необходимо сохранить все квитанции и чеки, подтверждающие дополнительные расходы. По возвращении в Россию надо написать претензию в адрес туристического оператора и требовать возмещения убытков, связанных с авиаперелетом, трансфером, гостиницей, если она оплачивалась самостоятельно, а также ставить вопрос о компенсации морального вреда. Если к этому моменту оператор еще будет действующим, то ему придется самому возмещать эти деньги, что он обязан сделать. На рассмотрение претензии ему дается 10 дней. Если она не удовлетворяется в досудебном порядке, клиент вправе обратиться в суд. Срок исковой давности — три года, с того момента, как право было нарушено.
Третий вариант — обратиться за помощью к государству, но оно сможет помочь, только если оператор объявит о завершении своей работы. Тогда с точки зрения компенсаций подключится его страховая компания, которая будет расплачиваться в пределах страхового лимита».