Право, которым наделили начальников, принесет в коллектив раздор, так как каждый служащий будет считать себя достойным такого бонуса, предупреждают эксперты. В то же время право — это не обязанность: решение в конечном счете будет принимать работодатель, исходя из субъективных критериев.
Законопроект об отдыхе за счет работодателя вступает в силу с 1 января 2019 года. Его подготовил Комитет Совета Федерации по социальной политике. Один из авторов документа Игорь Фомин, зампред комитета, в ходе пресс-конференции, посвященной изменениям в Законе о туризме, говорил, что Москва и южные регионы страны смогут получить существенную экономическую выгоду после вступления закона в силу.
«На регионах, которые развиты туристически, этот закон отражается сразу же и в первую очередь, — отметил он. — Здесь будут совершаться туристские затраты, которые являются важнейшей статьей доходов городского бюджета. Это же относится ко всем нашим курортным регионам — Ставрополью, Краснодарскому краю, Республике Крым. Все перечисленные регионы получат ощутимую экономическую выгоду от этого закона».
Ранее он говорил, что данная мера, в частности, могла бы простимулировать российский рынок туристических услуг. По его словам, уже сегодня около 120 тыс. путевок покупается за счет чистой прибыли компаний, но тут речь идет преимущественно о крупных концернах. Инициаторы нововведения хотят привлечь к процессу представителей среднего и малого бизнеса, что невозможно без предоставления ему налоговых льгот, предусмотренных законом.
Суть закона в том, что работодатель любого предприятия — как государственного, так и частного — может вернуть отдохнувшему по турпутевке на отечественных курортах сотруднику 50 тыс. рублей, причем льгота распространяется не только на работника, но и на членов его семьи. Претендовать на оплату турпоездок могут сами сотрудники, их ближайшие родственники, а также дети в возрасте до 18 лет. Речь идет только о поездках по России.
Чтобы простимулировать предпринимателя потратиться на оплату турпутевок, законопроектом предусмотрены льготы при оплате ежегодных налогов на прибыль — из налога высчитывается сумма, потраченная на отдых работников. Однако руководители предприятий пока не горят желанием пользоваться льготой, ведь деньги придется вытащить из кармана фирмы.
«Если говорить о государственных и муниципальных предприятиях, то, скорее всего, они отнесутся положительно к возможности возмещения оплаты турпутевок своим сотрудникам, — отмечает профессор РАНХиГС, эксперт по туризму Галина Дехтярь. — Частные же предприниматели будут до последнего оттягивать момент и не пользоваться данным правом. Для того чтобы законопроект заработал, и на этом уровне необходимо обучение: как корректно оформить данную документацию, как правильно провести бумаги с точки зрения бухгалтерии. Налоговая льгота — это хорошо. Но бизнесу нужно детально объяснить, как ее получить».
С 1 января 2019 года сотрудники вправе засыпать работодателя заявлениями на возмещение им затрат на отдых, документами, подтверждающими оплату путевки в любой российский санаторий. Но право правом, а решающее слово остается за предпринимателем.
«Законопроект сделан для того, чтобы заполнить туристами отечественные санатории и дома отдыха, а также помочь людям, которым тяжело самостоятельно скопить нужную сумму на отдых, через работодателя, — говорит Дехтярь. — Но без разъяснения Минэкономразвития и налоговых органов, насколько это выгодно работодателю, процесс не будет запущен. А если работодатель поймет свои преференции, он будет пользоваться таким правом.
В противном случае, если это окажется слишком сложно с точки зрения оформления и проведения документов через все инстанции и в конечном счете будет грозить штрафом, он этого делать не будет».
Не исключено, что новый законопроект спровоцирует между сотрудниками борьбу за бесплатный отдых, предупреждают эксперты. Ведь четких критериев, по которым работодатель соглашается или не соглашается предоставить бесплатный отдых тому или иному сотруднику, нет. И это — один из недостатков нового закона. В то же время льготный отдых может стать дополнительным фактором для привлечения в компанию компетентных сотрудников.