Предложение повысить минимальную розничную цену (МРЦ) Союз производителей коньяка направил в аппарат главы правительства Дмитрия Медведева и в Минфин.
Напомним, именно Минфин в начале октября инициировал рост стоимости МРЦ крепкого алкоголя. Правда, по расчетам ведомства, взлететь ценник должен до 388 рублей.
Однако производители коньяка с такой ценой не согласны, поскольку «российский коньяк — это премиальный статусный алкогольный напиток». Как утверждают в Союзе, «его социальная значимость заключается не в массовости повседневного потребления, а в возможности его приобретения по особым праздничным случаям». Поэтому этот крепкий алкогольный напиток не может быть дешевым.
Кроме того, как утверждают в Союзе, высокая цена сократит объем нелегального рынка коньяка. Однако эксперты в благие намерения производителей не верят. «Ничего общего с борьбой с контрафактом требования производителей коньяка не имеют. Это чистой воды лоббизм коммерческих интересов производителей, направленный на повышение маржинальности бизнеса в условиях формирования неблагоприятных условий на рынке крепкого алкоголя», — полагает директор Экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
По его словам, в течение последних месяцев наметилось существенное снижение производства. Только в октябре падение составило 5%. При этом за тот же период продажи крепкого алкоголя выросли на 9,3% до 78,49 млн декалитров. Но растет при этом бюджетный сегмент, то есть водка, и премиальный, который полностью состоит из импорта. Среднеценовой сегмент напротив стагнирует.
К слову, импорт за два года в денежном выражении вырос почти на 30%. При этом в его структуре до 45% составляют именно крепкие напитки.
Дело в том, что в результате инфляции и повышения акциза российский коньяк растерял львиную долю своей конкурентоспособности. «По стоимости он почти догнал импортный бренди, но по качеству и по позиционированию за редким исключением, остается в бюджетном сегменте. Потребитель голосует рублем, и, к сожалению, чем ниже дельта в цене между импортом и отечественным алкоголем, тем ниже продажи последнего», — продолжает Жарский.
Тогда зачем поднимать минимальную цену бутылки? Акциз формирует более половины стоимости бутылки коньяка, соответственно, чем выше минимальная стоимость при условии сохранения размера акциза, тем больше на продажах зарабатывает производитель. «Да, производители могут повысить цены и самостоятельно. Но если они это сделают все разом, их накажет ФАС: за создание картельного сговора. А если повысить цены поодиночке, тогда последний кто решится на это, получит преимущество перед конкурентами. Опять же нужно договариваться с импортерами, которые, скорее всего, на такой шаг не пойдут. Когда же повышение цен будет делом рук государства, то производители окажутся в выигрыше без указанных выше рисков», — считает Жарский.