Без инвестиций не бывает долговременного роста. Инвестиции должны окупаться. Получится ли это, зависит от того, в какие проекты они направляются.
Есть общая потребность в реализации проектов, окупаемость которых вызывает вопросы - это прежде всего вложения в инфраструктуру. Все это аксиомы. Дальше задача. Как реализовывать те самые инфраструктурные проекты, которые частными инвестициями не поднять, а государственных инвестиций в бюджете явно не хватает?
Именно ее решали на совещании у Путина. Простое решение летом дал помощник президента Андрей Белоусов. Он написал главе государства короткую записку с предложением «изъять» 500 млрд рублей у 14 компаний, которые, по мнению Белоусова, перебрали с незаработанными прибылями, подаренными выгодной конъюнктурой мирового рынка. Эти-то полтриллиона и надлежит затем вложить по госусмотрению.
Записка многократно публиковалась в СМИ вместе с резолюцией президента: «Согласен». Но автоматом резолюция не сработала. По-большевистски экспроприаторский подход вызвал бурю возмущения предпринимателей, которые утверждали, что как раз такая простота хуже воровства.
Тем не менее дело Белоусова не умерло — крупнейшие частные компании усвоили, что скидываться на инвестиции в рамках госпрограммы придется, но при поддержке правительства настояли на том, чтобы сама программа готовилась с их участием. Возникла рабочая группа под сопредседательством первого вице-премьера Антона Силуанова и президента РСПП Александра Шохина, в нее вошли и Белоусов, и главы госкомпаний, и профильные министры. Это был «накопитель» предлагаемых к реализации проектов.
Дальше произошло то, что и должно было произойти. Проекты плодились и размножались, как и требуемые триллионы рублей. Тем самым корректировалась сама госпрограмма. Частные компании активно включали в нее те проекты, которые и так собирались реализовывать, но теперь рассчитывали на получение господдержки. В принципе это и есть поиск компромисса. Все дело в мере и взаимности уступок.
Смотр, который провел президент, показал, что рабочая группа родить единый список инвестпроектов так и не смогла. Силуанов представил свой перечень, Белоусов — свой.
Расхождения принципиальные. У Силуанова 174 «инициативы» от частных инвесторов, стоимостью в 10 трлн рублей, причем сами частники готовы вложить всего 3 трлн. Главный упор — арктические проекты, нацеленные на наращивание грузопотока по Северному морскому пути.
У Белоусова «к юридическому оформлению» готовы 12 проектов на 1 трлн руб. Главное — строительство высокоскоростной магистрали Москва–Казань.
На совещании Силуанову досталось от главы Счетной палаты Алексея Кудрина: его интересовало, откуда возьмутся недостающие на финансирование 174 проектов 7 трлн рублей.
Кудрин указал на подмену сути: вместо привлечения частных капиталов в госпроекты «получили волну запросов на бюджетные государственные инвестиции». Мало того. «Если бюджетные инвестиции увеличиваются не по заранее оговоренным критериям, — предупредил Кудрин, — это может привести к индивидуальным подходам. Чтобы уменьшить коррупционную составляющую, стоит заранее договориться об общих правилах, на которых участвует государство».
Белоусову Кудрин напомнил, что его первоначальное предложение с «изъятиями» стоило поименованным в записке компаниям потери рыночной капитализации на 400 млрд рублей. Белоусов в долгу не остался: своей заслугой он считает, что сейчас вместо раздачи дивидендов компании обращаются к инвестициям.
Президент всех выслушал. Обсуждение инвестиционной программы продолжится. Есть промежуточные итоги, пока не столько экономические, сколько политические.
Во-первых, Кудрин, смело атакующий и первого вице-премьера, и помощника президента, не скрывает намерений набирать политический вес, несмотря на скромный по прежним меркам пост председателя Счетной палаты.
Во-вторых, государственно-частное партнерство, если ставить перед ним масштабные задачи, оказалось непростым делом. Следование государства принципу «бензин ваш, идеи наши» не срабатывает. Начинать диалог следует не с инвестиционной мобилизации, а с выработки четко обозначенных критериев и уровней госучастия в совместных с частным бизнесом проектах.