Как отмечают аналитики Bloomberg Economics, в настоящее время ВВП России ощутимо меньше, чем можно было прогнозировать в конце 2013 года. «Часть разрыва между прогнозами и фактическими показателями, вероятно, является результатом устойчивого эффекта санкций, уже введенных и потенциальных, в течение последних пяти лет»,— считает аналитик агентства Скотт Джонсон.
Российское правительство же напротив настроено оптимистично и грезит о том, что что реформы и инвестиции разгонят отечественную экономику. По прогнозам чиновников, рост ВВП страны превысит 3% к 2021 году. «Такой рост возможен, но его темп не будет устойчивым без резкого повышения производительности в экономике», — уверен Джонсон.
Как утверждает первый заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов, расчёты Bloomberg наглядно характеризуют отставание отечественной экономики от докризисных показателей, но не отражают всех проблем. «Эти 6% были потеряны не только за счёт санкций. Ответственность несет российское правительство, которое проводит крайне недальновидную политику: делает ставку на подорожание нефти», — уверен эксперт.
По его словам, рухнувшие цены на «черное золото» стали лишь катализатором. Они продемонстрировали неготовность российской экономики к реальности, в которой обрабатывающая промышленность и стабильные доходы населения играют намного более важную роль, чем добыча ископаемого топлива и его продажа за границу без переработки.
К тому же, как отмечает член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк, в 2014 году бизнес оказался не готов к вводу антироссийских санкций. « Ограничения перевернули с ног на голову отношения наших предпринимателей с иностранными партнёрами. В очень сжатые сроки иностранный капитал оказался крайне опасным и даже недоступным. Выяснилось, что отечественная сырьевая база почти неразвита, а импорт иностранных технологий во многие сектора промышленности стал невозможным. Санкции нарушили поставки товаров, прежние логистические цепочки стали неактуальными», — поясняет Вовк.
Кроме того, бизнес столкнулся с оттоком инвестиций. Иностранные партнёры стали массово покидать российский рынок, чтобы минимизировать свои риски. «Бизнес до сих пор нуждается и в безопасных площадках для привлечения инвесторов, и в торговых инструментах, позволяющих заключать контракты, невзирая на территориальные преграды», — сетует Вовк.
Тем временем, как подчеркивает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, элиты устраивает сложившийся политический уклад. «Поэтому мы продолжаем покупать в резервы валюту и золото и держать ключевую ставку на высоком уровне. А это в свою очередь приводит к невозможности кредитоваться для для малого и среднего бизнеса», — говорит эксперт.
По его словам, российская экономика потеряла больше, чем 6%. Причем, негативный эффект от западных санкций будет только нарастать. Дело в том, что они затрагивают импорт технологий, многие из которых Россия не можем воспроизвести. То есть наше технологическое отставание будет увеличиваться. «За последние несколько лет с российского авторынка ушло примерно 30% марок автомобилей. Эта потеря существенная и восполнить ее не просто. У нас огромное количество граждан занято в охране и силовых ведомствах. Но они ничего не производят. А если бы они были заняты в производстве или в малом бизнесе, или даже просто были самозанятыми, то ВВП от этого выиграл бы дополнительные 1-2 процентных пункта роста в год, которые нам сейчас необходимы», — уверен Антонов.