Выбиванием долгов по ЖКХ займутся коллекторы: ждать ли рэкета 1990-х

Задолжавшим потребителям начнут рассылать «СМС счастья»

Вы все еще не погасили задолженность по «коммуналке»? Тогда коллекторы идут к вам! В ближайшее время долги по ЖКХ из потребителей начнут выбивать коллекторские конторы. Соответствующая новация всерьез обсуждается участниками рынка. Сами коллекторы, естественно, заявляют, что готовы взять это нелегкое бремя на себя, и обещают быть законопослушными. Иначе говоря, «выбивать» долги, но без использования бит, паяльников, ночных звонков и стуков в дверь. Но даже если «выбивальщики» долгов и будут белыми и пушистыми, экспертное сообщество очень сомневается в эффективности передачи именно им долгов ЖКХ.

Задолжавшим потребителям начнут рассылать «СМС счастья»

По данным Минстроя, на сентябрь задолженность россиян за коммунальные услуги достигла 535 млрд рублей, и эта сумма ежегодно растет в среднем на 20%. Долги россиян за коммунальные услуги могут передать коллекторам, а именно Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Там сейчас как раз готовят для поставщиков коммунальных услуг стандарты по отбору эффективных «выбивальных» контор. Для начала коллекторам передают около 5% задолженности населения по ЖКХ. Идею уже поддержали ресурсоснабжающие организации, в частности, «Мосэнерго» и «Росводоканал».

Сейчас главными «выбивальщиками» долгов являются управляющие компании: у них есть возможность рассылать уведомления должникам, легально отключать коммунальные ресурсы: свет, воду или ставить заглушку на канализацию. «Возврат к теме сотрудничества коммунальщиков с коллекторами происходит потому, что был принят закон о прямых договорах между ресурсоснабжающими организациями и потребителями, — объясняет директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, член комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ Светлана Разворотнева. — Перед ресурсниками стоит задача «выбить» долги с неплательщиков. Но как это сделать, если управляющие компании ушли? Вместо того чтобы создавать свои абонентские отделы или обратиться на аутсорсинг, они решили прибегнуть к услугам коллекторов». Справедливости ради отметим, что, по словам эксперта, пока ни одной жалобы на корректность работы коллекторов в сфере ЖКХ не поступало.

Тем не менее первый заместитель председателя комиссии по развитию инфраструктуры и ЖКХ Общественной палаты РФ, председатель исполнительного комитета Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов считает, что нельзя пускать коллекторов в сферу ЖКХ. «Вопрос главный для нас в том, чтобы долги собирали коллекторы, а не бандиты», — подчеркнул он.

Такие же опасения высказывали и другие специалисты. Нельзя передавать коммунальные долги коллекторам, необходимо наладить работу правоохранительных органов, которые зачастую бездействуют в таких ситуациях, считает финансовый омбудсмен Павел Медведев. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков также выступает категорически против передачи задолженности россиян коллекторам. «И так много жалоб. Нам еще создавать дополнительный очаг социальной напряженности ни к чему», — подчеркнул Аксаков.

В свою очередь глава комитета по агентскому бизнесу Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Виктор Семендуев подчеркивает, что суть их работы будет заключаться вовсе не в «выбивании» денег, а прежде всего в информировании проштрафившихся потребителей. «Если человек говорит, что не хочет платить и вы все мерзавцы, то это другой вопрос, мы говорим о том, что, возможно, будет суд», — пояснил Семендуев.

Несмотря на эти объяснения, у населения работа коллекторов преимущественно ассоциируется с грязными методами выбивания долгов, почерпнутыми из «лихих» 90-х. Многие опасаются, что эти методы перенесутся и в день сегодняшний: только касаться будут уже долгов не банковских, а коммунальных.

К тому же отметим: если человек становится должником банка, то, как правило, это его собственная вина — он не оценил все риски и свои финансовые возможности. С рынком ЖКХ ситуация другая. Цены на коммунальные услуги устанавливает государство, оно же их и повышает. Семьи с невысоким достатком не по собственной воле перестают вовремя оплачивать эти услуги, ставшие для них непосильными, и попадают в разряд должников. Это происходит не потому, что они принципиально не хотят платить государству, а потому, что они просто не могут этого сделать: тарифы растут, а их зарплаты и доходы — нет. Теперь потребителям следует ожидать «СМС счастья» от легальных коллекторов или стука в дверь от приверженцев методов из 90-х. Кому как повезет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27835 от 16 ноября 2018

Заголовок в газете: Коммунальный рэкет

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру