Новая эра судостроения: «Звезда» начала серийное производство танкеров «Афрамакс»

Первые листы металла для нефтеналивного гиганта разрезали в присутствии Олега Кожемяко и Игоря Сечина

В Приморье на судостроительном комплексе «Звезда» в городе Большой Камень в четверг, 15 ноября, состоялось знаменательное для всего российского судостроения событие — торжественная церемония резки металла для второго танкера класса «Афрамакс» дедвейтом 114 тысяч тонн. Таким образом, в России впервые в истории дан старт серийному производству современных крупнотоннажных судов, предназначенных для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов.

Первые листы металла для нефтеналивного гиганта разрезали в присутствии Олега Кожемяко и Игоря Сечина

Ранее СМИ уже писали о закладке головного танкера проекта «Афрамакс» на открытом достроечном тяжелом стапеле «Звезды». Церемония закладки состоялась два месяца назад, 11 сентября, в присутствии президента Владимира Путина. Спуск головного судна на воду запланирован на 2020 год.

До этого суда подобного класса в России не производились. Крупные танкеры, газовозы, сложная морская техника для освоения шельфа — все это закупалось за границей. Для перевозки российской нефти приходилось покупать или арендовать иностранные суда. И вот уже три года на судостроительном заводе «Звезда» «Роснефть» создает сверхсовременную верфь для производства принципиально новой линейки судов. Создаваемый комплекс — это стратегически важный для Дальневосточного региона и отечественной судостроительной промышленности проект.

В церемонии начала серийного производства новых судов приняли участие главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин и временно исполняющий обязанности губернатора Приморского края Олег Кожемяко. Для и.о. главы региона крупнейшая на всю Россию судостроительная верфь, обеспеченная миллиардными заказами на ближайшее десятилетие, — не просто градообразующее предприятие, но и важнейший локомотив в реализации планов социально-экономического развития края.

Серьезная технологическая операция — резка первых стальных листов для будущего танкера — производилась на высокоточном газоплазменном резочном станке. «Звезда» в технологическом оснащении не знает равных среди главных верфей страны. Игорь Сечин и Олег Кожемяко ознакомились с работой оборудования блока корпусных производств и осмотрели открытый тяжелый достроечный стапель, строительные площадки сухого дока и завода винторулевых колонок «Сапфир». Новейшее оборудование позволяет применять высокоточные методы разметки, сварки и резки металла, включая лазерные. На вооружение взяты технологии проверочных работ на основе бесконтактных измерений и 3D-моделирования, цифровые методы управления  производственными процессами на всех этапах — от разработки документации до сдачи судна.

«Начало выпуска судов такого типа имеет особое значение для нашей страны. Это не только показатель роста технологического, производственного, кадрового потенциала, но и вопрос нашей национальной безопасности и независимости», — заявил в ходе церемонии Игорь Сечин.

Напомним, судостроительный комплекс «Звезда» создается на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Консорциумом АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк». «Звезда» сможет выпускать суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, словом, морскую технику любой сложности, характеристик и назначения.

«Роснефть» будет размещать на «Звезде» все заказы на строительство новой морской техники и судов. В портфеле заказов верфи — 12 танкеров класса «Афрамакс». Каждый гигант длиной 250 метров и шириной 44 метра оснащается энергоустановками, работающими как на традиционных видах топлива, так и на экологически чистом — природном газе.

О том, какое значение бурно развивающаяся верфь имеет для Приморья, говорят такие цифры. Сегодня на верфи работают 1,5 тысячи человек, из них 89% — жители Дальнего Востока. К 2024 году на «Звезде» будут работать свыше 7,5 тысячи человек. Отсюда повышенное внимание развитию социальной инфраструктуры города Большой Камень, а также строительству жилых домов для сотрудников судоверфи. Уже сданы и заселены два дома по 68 квартир в пятом микрорайоне города, ведется активное строительство целого квартала в шестом микрорайоне, проведены конкурсные процедуры и выбран подрядчик на строительство жилых домов еще в двух микрорайонах. Всего же до 2023 года планируется построить около 5 тысяч квартир, полностью обеспечив потребности работников в жилье.

С учетом таких планов Игорь Сечин и Олег Кожемяко во время посещения «Звезды» особое внимание уделили объектам строительства жилых микрорайонов для работников судостроительного комплекса.

К решению всех проблем решили подойти системно. А потому 15 ноября «Роснефть» и администрация Приморского края подписали долгосрочное соглашение. Оно направлено на дальнейшее сотрудничество в области комплексного социально-экономического развития региона.

Направлений сотрудничества между компанией и регионом очень много. Например, соглашение предусматривает реализацию совместных стратегических проектов по созданию нефтехимического комплекса ВНХК и судостроительного комплекса «Звезда», а также модернизацию социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры города Большой Камень, включая строительство жилья для работников судоверфи.

В числе других важных направлений — обеспечение потребностей хозяйственного комплекса и населения Приморского края в основных видах нефтепродуктов. Одна из возможных мер — строительство новых автозаправочных комплексов и реконструкция действующих. Есть и совместные проекты в части повышения уровня безопасности дорожного движения на дорогах Приморского края.

А еще стороны договорились о возможности участия предприятий края в конкурсах на поставки товаров, в том числе импортозамещающей продукции, для нужд «Роснефти» и ее дочерних обществ.

«Роснефть» и Приморский край также согласуют возможные поставки смазочных материалов и специальных жидкостей на промышленные и транспортные предприятия Приморья, а также рассмотрят возможность применения современных дорожных вяжущих материалов для развития транспортной инфраструктуры края.

Не забыт и гуманитарный аспект. Например, в области молодежной политики «Роснефть» продолжит развитие образовательного проекта по созданию в Приморье «Роснефть-классов». Продолжится также сотрудничество с региональными профильными вузами и организациями профессионального образования. Стороны будут реализовывать также инновационные и высокоэффективные проекты с применением современных технологий, направленных на снижение воздействия на окружающую среду и рациональное использование природных ресурсов.

Строительство форпоста российского крупнотоннажного судостроения на Дальнем Востоке находится под пристальным вниманием президента страны. Во многом это связано с планами освоения арктического шельфа. Производственная программа судоверфи в первую очередь ориентирована на нефтегазовые компании, осуществляющие добычу, переработку, хранение и транспортировку нефти и природного газа.

Например, для производства сложных морских буровых установок и ледоколов понадобится модернизация предприятий Дальнего Востока и других регионов страны. В свою очередь сама  судоверфь способна стать локомотивом для развития Дальневосточного региона, включая производственный, научный и образовательный сектора.

Основная задача ССК «Звезда» — создание в России современного судостроительного кластера в стратегически важном регионе для полномасштабного развития экономики Дальнего Востока.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27835 от 16 ноября 2018

Заголовок в газете: Новая эра судостроения: «Звезда» начала серийное производство танкеров «Афрамакс»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру