Возможность запрета на экспорт нефтепродуктов для компаний, которые не являются их производителями, уже рассматривается профильными ведомствами. Ответы на это поручение Козака должны быть сформулированы в ближайшее время. До 12 ноября ЦБ, Федеральная антимонопольная служба, а также Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа, где реализуется львиная доля произведенных в России углеводородов, должны представить предложения по запрету на участие трейдеров в биржевых торгах горючим.
По словам Козака, такая мера может быть введена до 31 марта 2019 года «в целях борьбы со спекуляцией». Допуск к сделкам на бирже смогут получить только АЗС и мелкооптовые потребители. В итоге, повышение конечных цен на топливо в январе 2019 года с учетом увеличения фискальной нагрузки не превысит 1,7%, а затем стоимость горючего будет расти, не обгоняя инфляцию.
Как полагают эксперты, подобные шаги правительства способны несколько «успокоить» возможное резкое повышение стоимости горючего на отечественных АЗС, которое может произойти в начале будущего года. Дело в том, что с 1 января чиновники хотят увеличить сразу три налоговые составляющие. Во-первых, повысить НДС с 18% до 20%. По словам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева, такой маневр грозит вызвать подорожание топлива на 50 копеек за литр. Во-вторых, увеличить налог на добычу полезных ископаемых, что прибавит к цене горючего еще рубль. В-третьих, повысить внутренних акциз на бензин и дизель, что окажет самое серьезное влияние на цены на АЗС. С 2019 года государство собирается нарастить акцизы почти в 1,5 раза. В рознице такая рокировка приведет к скачку цен еще на 5,5 рублей. По оценке Танкаева, в результате «на круг» горючее может повыситься в цене на 7 рублей.
По оценке аналитика FxPro Александра Купцикевича, мера по ограничению присутствия перекупщиков топлива на бирже может сработать. «На время цены стабилизируются. Даже после истечения соглашения правительства и нефтяников, которое закончится в конце марта 2019 года, с некоторыми корректировками ограничений эти меры продолжат действовать», — полагает эксперт.
Тем не менее, панацеей для топливного рынка страны они вряд ли станут. Большинство отечественных нефтяных компаний, которые держат в руках розничную торговлю горючим в России (являясь производителями как сырой нефти, так и продуктов ее переработки), обычно экспортируют топливо через собственные дочерние организации. В связи с этим, их нельзя обвинить в том, что они не являются участниками добывающего и перерабатывающего сектора. Кроме того, на отечественных биржевых площадках реализуется не более 18% произведенного внутри страны топлива, поэтому их влияние на стоимость готового бензина окажется краткосрочным.
«Не исключено, что со временем биржевые торговцы смогут наладить частные сделки с поставщиками, что приведет к заключению фиктивных договоров о продаже горючего на экспорт», — признался «МК» представитель одного из трейдеров.
Как полагает Купцикевич, предлагаемые меры стоит рассматривать как окончательное возвращение госконтроля в топливную сферу. «Намеченные ограничения — демонстрация того, что рыночными мерами решить задачу удержания цен не удается. В будущем, после окончания срока соглашения о «заморозке» цен, нас ждет ослабление конкуренции. Мелких игроков выдавят с рынка. Это на руку крупным компаниям, которых небезосновательно подозревают в сговоре друг с другом», — считает аналитик.
«Эта мера призвана «взять под контроль» весь экспорт нефтепродуктов. В цепочке производитель-покупатель очень много посредников — от компаний, обеспечивающих транспорт, до тех, которые участвуют в реальной продаже и покупке горючего. Часть из них работают по серым схемам, — отмечает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. — В этом нет необходимости. После запрета на экспорт посредники перестанут существовать. Это шаг к монополизации рынка. В последнее время цена на бензин в России растет на 7-9% в ежегодно. В 2017 году рост составил 8,7%, в 2018 году — будет не менее 10%».