Стоимость горючего в России до конца этого года и в начале следующего останется на прежнем уровне. Соответствующая договоренность была достигнуто на переговорах вице-премьера Дмитрия Козака с добывающими компаниями и сбытовыми сетями топлива.
Как заявил сам Козак, правительство договорилось с нефтяниками о сохранении оптовых цен на топливо на уровне мая-июня до конца года. При этом «стороны договорились, чтобы все вертикально-интегрированные компании, а также все независимые НПЗ, приняли на себя обязательства по поставкам бензина и дизеля в объемах, которые зафиксированы по состоянию на соответствующий месяц 2017 года, плюс 3%. Оптовые цены будут зафиксированы на уровне июня 2018 года.
Соглашение вступило в силу с 1 ноября и будет действовать до конца марта 2019 года. По словам Козака, если возникнет необходимость, то договор будет продлен. В будущем году стоимость топлива будет индексироваться, исходя из среднегодовых темпов инфляции, то есть, не превысит 4-5%.
Буквально за несколько часов до того, как нефтяные компании и правительственные чиновники достигли консенсуса, в ТАСС был проведен Круглый стол, посвященный ситуации с ценами на бензин, а также возможностям их стабилизации. Основная причина накрывшего топливный рынок кризиса, отметили собравшиеся, кроется в налоговом маневре, которое государство затеяло в 2014 году, а также в ежегодном повышении акцизов на бензин и дизель. Например, с нового года правительство планировало поднять акцизы примерно в 1,5 раза.
По мнению генерального директора «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев, такая мера привела бы к значительному росту цен на топливо с нового года. «Правительство с нового года повышает сразу три налога. НДС – это плюс 50 копеек к цене бензина, НДПИ – плюс 1 рубль, акциз – плюс 5,5 рублей. Вместе все – 7 рублей. И предлагают скомпенсировать непонятным обратным акцизом. Эта идея достойна Шнобелевской премии, - заявил Танкаев. – В ситуации, когда рынок бензина находится в напряжении, мы получим повышение цен на топливо на 7-8 %».
При этом нефтяные компании в этой ситуации не могут удерживать цены стабильными, поскольку не могут долго работать себе в убыток. Они уже сейчас теряют при сбыте бензина на российском рынке 2 рубля с литра. Экспортная цена выше внутренней в среднем на 11 рублей за литр. Вот и получается, что бизнесу в подобных условиях жить сложно, а для многих даже невозможно.
«Договариваться с руководителями нефтяных компаний о фиксации цен на бензин, когда в стране рыночная экономика – это точно также, как договариваться с президиумом Академии наук об отмене закона всемирного тяготения. Переговоры, которые ведутся, выглядят совершенно нелепо и непрофессионально», - считает Танкаев.
С Танкаевым солидарен и директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. «Подорожание нефтепродуктов приведет к сокращению их потребления и способно привести к снижению качества жизни населения и исчезновению малых и средних предприятий. В настоящее время резко сократились грузовые перевозки между регионами, ассортимент в магазинах маленьких населенных пунктов ухудшился (стало невыгодно в них доставлять небольшие партии продуктов)» - отмечает Делягин.
«Однозначно повышение акцизов приведет к повышению цен на бензин, - заявил Алексей Мухин, директор Центра политической информации. На фоне борьбы страстей и эмоций, которые сейчас, особенно в регионах, бушуют в связи с так называемым повышением пенсионного возраста, добавлять туда дополнительных эмоций – все равно, что плескать бензин в костер. При этом, по понятным причинам, ситуация сложится аховая».
Он заметил, что бюджет РФ его является профицитным и, соответственно, возникает закономерный вопрос: зачем надо поднимать ставки топливных налогов, если необходимости в этом нет? По его мнению, правительство изыскивает дополнительные средства для выполнения «майских указов» президента, действуя тем самым в рамках модели продразверстки, проводившейся в 20 веке в первые годы Советской власти.
«Обратите внимание: цель продразверстки – ВИНКи (вертикально-интегрированные компании - прим.), потому что у ВИНКов есть обязательства по обеспечению внутреннего рынка, тогда как большая часть так называемых независимых компаний не обязаны этого делать, - подчеркнул Мухин, подчеркнув при этом, что часть компаний, например, «Роснефть» ведут себя социально-ответственно, поставляя практически весь объем произведенного бензина на внутренний рынок, другие компании, в первою очередь частные, наоборот, увеличивают экспорт.
Между тем, многие эксперты рынка считают, что необходимо коренным образом пересмотреть сложившуюся систему налогообложения отрасли. Положение дел в экономике России и без того ухудшается, а на этом фоне из года в год еще и растут цены на топливо, вызывая недовольство населения.
Делягин считает, что необходимо отменить налоговый маневр и отвязать ставку НДПИ от котировок нефти на глобальном рынке. «Почему цена на нефть внутри России должна зависеть от мирового рынка? Непонятно», - подчеркнул он.
«Надо совсем отменить акцизы на бензин и дизельное топливо. Бензиновый акциз в этом году принесет в бюджет 300 млрд рублей, дизельный – 150 млрд рублей. На фоне гигантского профицита бюджета это не те деньги, за которые правительству стоит бороться», - логично заметил Танкаев.
Известный экономист Никита Кричевский считает, что властям следовало бы закрепить акцизы на топливо на нынешнем уровне на ближайшие два года. Плюс ко всему - перенести необходимость уплаты акциза с НПЗ на АЗС. Данная мера позволит избежать торговли суррогатным топливом, идентифицировать производителя и повысить эффективность нефтепереработки.
Также эксперт выступает за введение обязательного лицензирования экспорта бензина и дизеля, которое будет осуществляться в зависимости от выполнения компаниями обязательств по поставкам на внутренний рынок, и за установление минимально допустимого уровня продаж топлива для всех компаний на внутреннем рынке страны. Если же независимые компании, любящие часто критиковать ВИНКи, будут уличены в нарушении правил справедливой торговли (скажем, недоливе бензина в баки автомобилей), то следует к ним применять санкции.