«Сегодня ссылки на то, что мы недополучаем доходы в связи с поставками на внутренний рынок, они не принимаются ни гражданами, ни другими экономическими субъектами, не могут быть приняты и политическим руководством нашей страны», — заявил Дмитрий Козак.
Как добавил вице-премьер, для получения доходов от экспорта компании должны сначала обеспечить российскую экономику нефтью и нефтепродуктами.
Ранее глава правительства Дмитрий Медведев пригрозил нефтяникам заградительными пошлинами на экспорт сырья. Случится это, по его словам, в случае, если компании не договорятся по урегулированию цен на бензин, резкий скачок которых был зафиксирован этой весной.
Напомним, тогда, чтобы приостановить повышение тарифов правительство решило снизить акцизы на топливо, ввели надбавку к ним и разрешили вводить дополнительные экспортные пошлины до 90% на нефтепродукты. Однако такие меры чиновников встретили сопротивление со стороны независимых автозаправочных станций. Как предупредили АЗС, к концу 2018 года с рынка могут уйти небольшие компании, а цена на топливо может вырасти до 100 рублей за литр. Не остался в стороне также Российский топливный союз, который призвал отменить заморозку цен на заправках, аргументируя, что рост цен на нефтепродукты сделает их продажу невыгодной для независимых АЗС.
О том как сложившаяся ситуация отразится на отечественной экономике и рядовых россиянах, «МК» поговорил с директором Института актуальной экономики Никитой Исаевым.
– Кто прав в топливной войне между властью и бизнесом?
– Правых в данной ситуации нет. Есть пострадавшие – это простые люди. Именно им придется принять на себя удар в виде роста цен. Сначала правительство приняло непродуманный налоговый манёвр в нефтяной сфере, который должен был по плану принести казне 1,6 трлн рублей в течение 6 лет за счёт переноса финансовой нагрузки с экспорта на внутренний рынок. Тогда власти не озаботились вопросом о том, как же они будут сдерживать рост цен на бензин на внутреннем рынке, ведь в такой ситуации он неизбежен. А сырьевые компании оперативно сориентировались в ситуации и поняли, что теперь они могут диктовать свои условия и получить не только компенсацию, но и дополнительную выгоду. И для этого пошёл в ход неприкрытый шантаж. Майский рост цен на бензин, удержание высоких цен даже после снижения акцизов в июне – это была лишь первая демонстрация сплочённости нефтяников. Острый дефицит дизельного топлива на независимых АЗС, который сейчас наблюдается в 40% регионов – это уже демонстрация силы. Идёт эскалация топливной войны между властью и бизнесом. Инициатором стало правительство, но за рамки разумного первым уже перешагнул бизнес.
– Можно ли как-то купировать конфликт и избежать топливного кризиса?
– Сейчас сделать это уже сложно. Руководители крупнейших сырьевых компаний, которые контролируют более 80% топлива в России, не собираются сдаваться и отступать. Они прекрасно понимают, что государство зависит от них: нефтегазовые доходы формируют порядка 46% доходов федерального бюджета. Ограничения на экспорт сильно ударят по доходам бюджета, и чиновникам придётся выбирать в следующем году из двух зол: либо отказываться от пополнения запасов, либо увеличивать госдолг любой ценой для покрытия дефицита бюджета. Все карты сейчас в руках нефтяников. Правительство наверняка пойдёт на уступки и будет договариваться об умеренном росте цен на бензин и дополнительных компенсациях нефтяникам. Если ультиматум и будет реализован, то ограничения продержатся недолго.
– Можно ли было избежать обострения ситуации?
– Нефтяные компании получают всё большую власть, и проявление самоуправства было лишь вопросом времени. Избежать подобной ситуации возможно только путём кардинальной перемены в структуре владения стратегически важными сырьевыми компаниями. Они, в отличии от всех прочих госкомпаний, должны быть национализированы и переведены в статус некоммерческих предприятий. Они должны быть одним из институтов развития экономики и приносить доход казне за счёт экспортных операций, а не за счёт россиян. Цены на топливо – очень важный фактор развития экономики. Это расходы на грузоперевозки, на сбор урожая, на пассажирские перевозки. Высокие цены на топливо разъединяют регионы и не дают развиваться.
Читайте также: "У Медведева сдали нервы: начал угрожать нефтяникам"