Грезы путешественников и реальность рынка: как отдохнуть за копейки

Турпоток серьезно просядет: у россиян не хватает денег

Вот и закончилось лето — не только календарное, но и бабье. А вместе с ним — и летний туристический сезон 2018 года, который оказался чрезвычайно сложным как для участников рынка, так и для российских путешественников. В минувшие жаркие месяцы неприятным сюрпризом для всех стало падение рубля, рост цен на авиаперевозки, банкротство туроператора «Натали Турс», а также снижение покупательной способности населения. Как результат, более 50% россиян не отдыхали вовсе или провели свой летний отпуск, никуда не выезжая. Ростуризм попытался выправить ситуацию на законодательном уровне. Однако спохватились уже поздно. Эксперты убеждены: рынок продолжит сужаться, операторы банкротиться, а турпоток в осенне-зимнем сезоне серьезно просядет.

Турпоток серьезно просядет: у россиян не хватает денег
Сначала россияне спят в километровых очередях на курорт...

Вот и закончилось лето — не только календарное, но и бабье. А вместе с ним — и летний туристический сезон 2018 года, который оказался чрезвычайно сложным как для участников рынка, так и для российских путешественников. В минувшие жаркие месяцы неприятным сюрпризом для всех стало падение рубля, рост цен на авиаперевозки, банкротство туроператора «Натали Турс», а также снижение покупательной способности населения. Как результат, более 50% россиян не отдыхали вовсе или провели свой летний отпуск, никуда не выезжая. Ростуризм попытался выправить ситуацию на законодательном уровне. Однако спохватились уже поздно. Эксперты убеждены: рынок продолжит сужаться, операторы банкротиться, а турпоток в осенне-зимнем сезоне серьезно просядет.

А начинался высокий сезон-2018 за здравие. Результаты продаж летних туров по акциям раннего бронирования, которые начались в марте и продолжались до апреля, впечатляли. Путевки разлетались как горячие пирожки. По всем прогнозам выходило, что летний турсезон должен стать крайне удачным. Однако все обернулось совсем иначе.

Это подтверждает и свежая статистика Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По словам его генерального директора Валерия Федорова, более 50% россиян этим летом или совсем не отдыхали, или провели свой отпуск, никуда не выезжая. «Планировалось потратить в среднем на отдых 37 179 рублей на человека. Факты оказались несколько другими — отдых обошелся дороже, чем ожидалось, — сказал Федоров. — Даже съездившие летом по туристической путевке признались, что не смогли побывать там, где хотели, из-за нехватки денег».

Из результатов опросов ВЦИОМ следует, что по сравнению с 2017 годом расходы на отдых выросли на 11%, а с 2013 года они увеличились на 60% — тогда показатель составлял 27 636 рублей на человека. «Несмотря на постепенное восстановление российской экономики, 44% россиян просто не хватает денег на отдых, а слабеющий рубль делает еще менее доступными и заграничные поездки», — подчеркивает главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков.

…а потом бегают по прогоревшим фирмам для компенсации затрат на неудавшийся отдых.

С вещами на выезд

Колебания курсов валют и снижение покупательской способности у туристов привели к тому, что положительная динамика турпотока имела место лишь на нескольких направлениях, по остальным она либо просела, либо в лучшем случае не изменилась. Рейтинг наиболее продаваемых маршрутов этого сезона выглядит следующим образом. На первом месте по объему продаж Турция, чартерное авиасообщение с которой, напомним, после политического кризиса было восстановлено 28 августа 2016 года, за ней следует Россия, потом Греция, сообщили в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Отметим, данная статистика отражает предпочтения только организованных туристов.

Выход России на второе место по части организованного туризма можно считать прорывом года, считает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. По ее словам, он обусловлен низкой стоимостью путевок внутри страны. Примечательно, что в 2017 году РФ занимала только шестое место в подобном рейтинге. «Формирование первой тройки популярных направлений для организованных туристов обусловлено наилучшим сочетанием цены и качества», — считает финансовый консультант Teletrade Михаил Грачев. По его мнению, особенно в этом преуспели турецкие курорты, которые и взяли пальму первенства. К слову, средний чек на недельный отдых летом 2018 года, рассказывает эксперт, варьируется от 50 до 70 тыс. рублей на человека, а в этом ценовом сегменте Турция и Греция предлагают лучший отдых. Примечательно, что в этом сезоне среднестатистический отечественный турист сначала определял сумму, которую он может потратить на отдых, а потом уже под нее искал маршрут, а не наоборот: сначала определял желанный курорт, а потом копил деньги на путешествие.

Если говорить о наиболее востребованных направлениях по России, то лидером по итогам продаж организованных пакетных туров стал город Сочи: из 2,5 млн человек организованных туристов примерно 45–50% отдохнули именно там. Следом по спросу идут Анапа и Геленджик.

Крым летом 2018 года вошел, по словам эксперта, в число лидеров рейтинга «Самое бюджетное направление сезона». Как объяснила глава АТОР, этим летом средняя стоимость бюджетного тура в России была сопоставима с ценой экономичного отдыха за рубежом, но стоило выйти на ценовой сегмент чуть выше экономичного, например на размещение с опцией all inclusive, как российские курорты начинали проигрывать той же Турции, которая в этом году предложила (не в последнюю очередь благодаря падению курса лиры) беспрецедентно низкие цены.

Положительная динамика турпотока наблюдалась также на испанском и тунисском направлениях. Все остальные маршруты отдыха демонстрировали либо показатели прошлого года, либо снижение спроса. В частности, спрос упал на курорты Кипра, а также на отдых в Болгарии — там падение составило 20% по сравнению с прошлым годом. Турпоток организованных отдыхающих в Хорватию, Таиланд и Доминикану остался без изменений, свидетельствуют данные АТОР. В общем, радужные ожидания операторов, которые грезили туристическим прорывом по всем направлениям — как внутри страны, так и зарубежным, — явно не оправдался.

Прощание с «Натали»

Уход с рынка «Натали Турс» — одно из главных событий летнего сезона, которое привело к введению новых законов, регулирующих отрасль, а также переподчинению ведомств.

Напомним, 4 июля крупный туристический оператор объявил об аннулировании всех ранее проданных пакетных туров до 30 сентября. При этом компания не остановила свою деятельность и не объявила себя банкротом, без чего схема возмещения денежных компенсаций пострадавшим туристам не могла заработать. К слову, долг «Натали» оценивается в 1,2 млрд рублей, притом финансовых гарантий у «конторы» оказалось лишь на 156 млн рублей, а общее число пострадавших путешественников составило свыше 30 тыс. человек.

По словам Майи Ломидзе, внезапный уход крупного туроператора никак не отразился на рынке. «В этом году мы видим, что уход туроператоров с рынка и информационный фон, который это сопровождал, никак не повлиял ни на рынок, ни на продажи в частности», — отметила она. По мнению главы АТОР, это свидетельствует о том, что и рынок, и потребители приспособились к таким структурным изменениям. Что касается тенденции на снижение турпотока, она, по мнению эксперта, не связана с уходом с рынка туристических агентств и операторов.

Однако независимые эксперты не столь оптимистичны в оценках: они считают, что печальный опыт «Натали Турс» показал всю уязвимость отечественного туристического рынка. Не случайно крах компании привел к законодательным изменениям в регулировании всей отрасли путешествий. В частности, Федеральное агентство по туризму РФ (Ростуризм) наделили правом в одностороннем порядке принимать решение об исключении того или иного туроператора, действия которого вызывают подозрения, из перечня действующих. Черный список банкротов открыла как раз «Натали Турс». На днях этот перечень пополнился еще одной компанией. Ростуризм исключил «РоссТур», который объявил о прекращении своей деятельности в начале октября, из Единого федерального реестра туроператоров. Впрочем, остается загадкой, почему Ростуризм наделили этим правом только после череды громких скандалов этого сезона.

Кстати, не исключено, что именно в результате этих скандалов Ростуризм решено перевести в подчинение Минэкономразвития (МЭР). Правда, сами представители рынка рассчитывали на учреждение независимого министерства по туризму, что стало бы на порядок эффективнее. «Органу исполнительной власти, находящемуся в ранге министерства, проще взаимодействовать со страховщиками, иметь экономические и юридические отношения с авиаперевозчиками, а также заключать различные международные договоры», — считает профессор РАНХиГС, эксперт по туризму Галина Дехтярь.

И еще об одном новшестве: в правительстве подумывают обложить россиян новым налогом — на путешествия. Помимо курортного сбора, который с 1 мая 2018 года был введен в четырех курортных регионах страны, в России может появиться еще и туристический сбор. Федеральные законотворцы собираются наделить муниципальные власти правом взимать с туристов до 2% от стоимости проживания в том или ином регионе. В условиях нескончаемого снижения реальных доходов населения утешает лишь то, что новый принудительный платеж может быть внедрен только с 2020 года.

Игра на понижение

Минувшим летом, впервые за очень много лет, пришлось серьезно оптимизировать полетные программы и делать это в самый разгар туристического сезона, рассказал эксперт. «Сокращение полетных программ по некоторым направлениям достигало 25–30%. Главным образом оно касалось вылетов из регионов России, а не из Москвы и Санкт-Петербурга», — подчеркнула она. Это подтверждает и еще одну тенденцию, о которой говорили аналитики АТОР: основной спрос на летний отдых сосредоточен в городах-миллионниках, и особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Спрос на вылет из других городов, откуда традиционно летали чартеры на массовых направлениях, серьезно снизился, что эксперты объясняют в первую очередь продолжающимся снижением покупательской способности населения.

«Важной тенденцией этого сезона стало стремление отдыхающих сократить длительность пребывания на курорте, уменьшить общую стоимость поездки», — сообщила исполнительный директор АТОР. В минувшие месяцы люди массово отдавали предпочтение бюджетным направлениям и тем местам отдыха, где предлагается система all inclusive — чтобы заплатить один раз и практически не нести расходов на месте пребывания. Отдыхающие также практически прекратили покупать туры «наперед» и ждали последнего момента, чтобы приобрести горящий тур. В АТОР считают, что такая тенденция сохранится и в наступающем осенне-зимнем сезоне. Акции раннего бронирования это подтверждают. «Они были открыты на осенне-зимний сезон уже в августе, но, по данным на начало октября, пока нет общей картины продаж. Это еще раз подтверждает тот факт, что люди покупают туры в последний момент», — подчеркнули в ассоциации.

Налицо явная тенденция к вымыванию спроса из так называемого среднего ценового сегмента. Туры достигают своего ценового максимума в высокий летний сезон: после 15 июля и до конца августа. В этом году цена составляла порядка 75–80 тыс. рублей на двоих на неделю с размещением в трехзвездочной гостинице экономкласса на базе all inclusive. Все туры стоимостью выше этой планки, даже на пару тысяч рублей, уже пользовались более низким спросом.

Тьма египетская рассеивается

Несмотря на все потрясения, которые пережил рынок минувшим летом, люди по-прежнему хотят отдыхать и интересуются новыми маршрутами. Ломидзе рассказала, что не так давно у туроператоров появилась новинка: чартеры в небольшую страну Западной Африки — Гамбию.

Но главные надежды операторов связаны со старым (даже древним) добрым Египтом. 17 октября лидеры России и Египта Владимир Путин и Абдель Фаттах ас-Сиси договорились восстановить замороженное в свое время из-за геополитических проблем регулярное авиасообщение между двумя странами в полном объеме. Но конкретные даты пока не определены. Известно лишь, что египетская сторона разрабатывает новые предложения для российского туристического рынка. Прорабатывается маршрут с перелетом через Каир на регулярных рейсах на курорты северного Средиземноморья. «Этого курорта никогда не было в предложениях на российском рынке, — отметил эксперт. — Гостиничная емкость там не такая большая, как в привычных для россиян Хургаде или Шарм-эль-Шейхе, к тому же, поскольку это регулярный перелет, цена будет несколько выше».

В общем, Египет не сдается и желает заполучить наших туристов не только на традиционных, но и на новых направлениях. Быть может, в скором времени российские туристы откроют Страну пирамид и фараонов с новой стороны.

Тем не менее при сохранении нынешней экономической ситуации и курсов валют в АТОР прогнозируют, что в осенне-зимнем сезоне турпоток несколько снизится по сравнению с соответствующим периодом 2017–2018 годов. Совокупно по всем рынкам и направлениям это снижение может составить до 10%.

Эксперт по туризму Галина Дехтярь со своей стороны считает, что в бархатный сезон резкого сокращения турпотока ожидать не стоит. «Не думаю, что произойдет существенное падение спроса, даже при условии некоторого ослабления рубля. Может случиться небольшое увеличение цен, но не критическое: операторы не станут задирать цены себе во вред», — говорит эксперт.

Пока же констатируем, что туристический рынок продолжает находиться в состоянии структурных изменений, которые идут с 2014 года. Сокращается количество туроператоров, происходит ярко выраженное укрупнение бизнеса, а количество мелких и средних компаний, работающих на массовых направлениях, продолжает уменьшаться. Словом, туристический рынок будет сжиматься, а число игроков на нем — сокращаться.

Единственная радость для отрасли: как показывают соцопросы, россияне все-таки не готовы вовсе отказаться от отдыха. Да, они отдают предпочтение экономичным вариантам, с меньшей продолжительностью, но общее количество путешественников, выехавших за рубеж минувшим летом, все равно примерно соответствует показателям 2017 года.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27815 от 22 октября 2018

Заголовок в газете: Как мы провели этим летом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру