Воздушные трассы дронов появятся в Арктике и на Дальнем Востоке

Пока нашим беспилотникам не хватает качественных электронных «мозгов»

Ведущие авиастроители страны замахнулись на амбициозный проект – создать воздушную трассу для беспилотной авиатранспортной системы. Авиаконструкторы, логисты и некоторые чиновники уже спешат заявить: такой беспилотный авиамост может оказаться очень востребованным на рынке грузоперевозок. Особенно в малозаселенных регионах Сибири, Дальнего Востока, Арктики. Однако ряд проблем отдаляют реализацию амбициозного проекта. «МК» попытался разобраться, кто ставит палки в колеса перспективному беспилотному направлению.

Пока нашим беспилотникам не хватает качественных электронных «мозгов»

Беспилотная авиация стремительно завоевывает мир. Иногда способами не вполне гуманными. Например, гражданское население ряда ближневосточных государств или Донбасса периодически страдает от «ракетно-бомбовых» нападок военных дронов-«стервятников». Впрочем, и на «гражданке» у беспилотников дел хватает. Летающие дроны-курьеры претендуют уже на рынок воздушных грузоперевозок. Индустриальные и цифровые гиганты вроде Google и Amazon уже давно продвигают беспилотную доставку товаров.

Отсутствие людей на борту, оптимизация дрона под конкретный груз, экономичные турбовинтовые двигатели – все эти козыри быстро дают фору беспилотникам в соревновании с классическими грузоперевозчиками.

–Если приглядеться к мировому объему производства и военной, и гражданской авиатехники, то мы видим – беспилотники уже отвоевали себе место в 25%, - заявил генеральный авиаконструктор Сергей Коротков на заседании профильной комиссии в Госдуме, которое состоялось под председательством вице-президента Союза машиностроителей, депутата Госдумы Владимира Гутенева, – И эта цифра, наверняка, и дальше будет расти.

Это в мире. Осторожный прогноз сделан и по России. Так до 2030 года доля беспилотной грузоперевозки должна вырасти до 9%. Сейчас эта доля, по некоторым оценкам, меньше процента. Кот наплакал.

Чтобы не отстать окончательно, российские инженеры, логисты вместе с чиновниками задумали амбициозный проект – связать малонаселенные регионы России беспилотной авиатрассой.

– Так, руководство Хабаровского края выступает за пилотный проект беспилотного регионального авиасообщения для грузоперевозок, - говорит Сергей Коротков. – Такой же проект скоро появится для Арктики, где у нас известные большие геополитические интересы. Свой беспилотный маршрут продумываем даже для Антарктики.

По словам конструктора, в распоряжении российских авиастроителей уже есть неплохие системы дронов-грузовиков, которые можно определить на беспилотную службу на Дальний Восток и в Арктику.

Однако в ситуацию «прекрасного далека» внезапно вторгается крупный подвох - отсутствие должного уровня роботизации и интеллектуализации беспилотной авиационной техники. Недавний красноречивый пример – крах проекта тяжелого ударно-разведывательного беспилотника для российской армии «Альтаир» или «Альтиус-М» массой до 7 тонн. Разработчик - казанское КБ имени Симонова - не смогло довести проект до конца.

Одна из причин – выйти на уровень технологий, которыми уже лет 15-20 обладают США, Китай и ряд европейских стран, мы до сих пор не смогли. Острая нехватка «резвых» отечественных микропроцессоров, датчиков, контроллеров и программного обеспечения продолжает делать погоду на российском производстве беспилотников всех классов и калибров.

Но не только технологии, а еще и деньги «приговорили» перспективный «Альтаир».

- Как мне кажется, основная причина закрытия темы – нехватка средств на ее реализацию, - сказал Денис Федутинов. - Около года назад ОКБ имени Симонова выходило с предложением конверсии данной программы. На базе изначально военной разработки предлагалось создать гражданский вариант беспилотного летательного аппарата, который, в частности, мог бы быть использован для мониторинга северных районов, включая северный морской путь, районы размещения объектов энергетики в Арктике и т.д. Но, видимо, бизнес-проект не сработал.

Поэтому, какие бы проекты беспилотных трасс не предлагались все они пока натыкаются на одну и ту же стену – до сих пор у нас нет полноценно рабочих дронов тяжелого класса, в отличие от Китая и США.

– Не решен и нормативно-правовой базис для беспроблемной эксплуатации беспилотной авиации, – добавил зампредседателя комиссии Союза машиностроителей по развитию аэронавигации Виктор Соломенцев. – Да, работы в этом направлении ведутся, однако сделать еще предстоит очень много.

Впрочем, пока подгоняется правовая база, для дронов-курьеров и беспилотных воздушных грузовиков уже продумываются форматы оказания услуг. Конкретики пока нет, но по словам авиаконструктора Сергея Короткова, это позволит охватить как промышленную, так и бытовую сферу.

Но чтобы воздушные беспилотные мосты и трассы заработали системно, нужны такие же системные решения. Прежде всего, победить роботизационный и интеллектуальный «голод» для беспилотных авиасистем.

Без этого никакие хабы с автоматической сортировкой грузов и взмывающие в небо в автоматическом режиме дроны-грузовики и коптеры-курьеры работать не будут.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру