Нобелевская премия по экономике стала примером для России

“Нужен рост капиталовложений в научно-исследовательские разработки и в человеческий капитал”

Юбилейную, пятидесятую Нобелевскую премию по экономике получили американские ученые Уильям Нордхаус и Пол Ромер с формулировкой: «за интеграцию инноваций и влияния климата с экономическим ростом». Предмет их изучения — циклы экономического роста и их влияние на социальные и природные явления. В рамках отстаиваемой ими теории, финансово-экономические кризисы, которые периодически случаются, не беда — а окно для новых возможностей экономического роста.

“Нужен рост капиталовложений в научно-исследовательские разработки и в человеческий капитал”
Пол Ромер. Автор: Doerrb.

Ученым предстоит поделить награду от Шведского государственного банка в 9 млн крон или 1 млн долларов США.

Как известно, Нобелевские премии по экономике стоят наособицу: их вручают уже за пределами, собственно, нобелевской недели — в следующий за ней понедельник. Все дело в том, что сам основатель премии Альфред Нобель никаких заветов по-поводу поощрения экономистов не оставлял, и более того, говорят, их недолюбливал из-за тех проблем, которые он имел при жизни, как бизнесмен. Во всяком случае, некоторые из его потомков до сих пор борются против присуждения премии именно его имени (официально она называется премия памяти Альфреда Нобеля) лучшим теоретикам-экономистам.

Тем не менее, благодаря организационным и финансовым усилиям Шведского государственного банка эта премия присуждается в 2018 году уже в пятидесятый раз. И в профессиональном сообществе она пользуется безусловным авторитетом. Хотя критики и не устают отмечать абсолютный приоритет западных, и особенно американских, ученых в этой дисциплине — что нравится далеко не всему остальному миру.

Лауреаты нынешнего года — также выходцы из американских университетов: Пол Ромер — из Нью-Йоркского, Уильям (Билл) Нордхаус — из Йельского. Их лауреатство ни в коей мере не стало сенсацией: оба фигурировали во всевозможных шорт- и лонг- листах претендентов, регулярно составляемых накануне нобелевской недели как в профессиональных сообществах, так и в букмекерских конторах.

62-летний Пол Ромер вообще значится в списках потенциальных «нобелевцев» уже не один год. В экономических кругах его почитают как автора новейшей теории экономического роста.

«Ромер построил первую модель эндогенного (то есть движимого техническим прогрессом) экономического роста. Без этой модели невозможно было бы объяснить рост развитых стран во второй половине ХХ века», - поясняет вклад новоиспеченного лауреата Константин Сонин, профессиор Чикагского университета и российской ВШЭ. Суть модели Ромера в том, что в ней основным фактором экономического роста является рост капиталовложений в научно-исследовательские разработки и в человеческий капитал.

Один из выводов моделей Ромера состоит в том, что экономика, располагающая ресурсами человеческого капитала и развитой наукой, имеет в долгосрочной перспективе лучшие шансы роста, чем экономика, лишённая этих преимуществ.

Заметим, что Пол Ромер — сын бывшего губернатора штата Колорадо. Кроме того, известен в мире он отнюдь не только как теоретик: в течение двух лет - с 2016-го по январь 2018-го он занимал пост шеф-экономиста Всемирного банка, отвечая за блок макроэкономического анализа и прогнозирования этого авторитетного международного финансового института.

К этому внушительному списку заслуг Сонин добавляет, что Ромер - не только выдающийся учёный, но и яркий, бескомпромиссный публицист: «В его блогах и колонках можно прочитать и про конкретные вопросы экономической политики, и критику собратьев по академическому цеху. За публицистику, конечно, научных премий не дают, но всё же...».

На близкой с Ромеро экономической поляне работает и второй лауреат - 77-летний Уильям Нордхаус, что и дало возможность организаторам объединить их в одной премиальной номинации. Только Нордхаус изучает процессы экономического роста с точки зрения их влияния на благосостояние человека и природу: он работает над моделями расчета экономического благосостояния с учетом «природного капитала», включая, например, дефицит свободного времени у людей.

Нордхаус был первым ученым, который создал количественную модель, описывающую глобальное взаимодействие между экономикой и климатом. Она получила широкое распространение и используется для изучения последствий вмешательства в климатическую политику. Нордхаус показал, что наиболее эффективное решение проблемы изменения климата, вызванного деятельностью человека, - глобальная система углеродных налогов на выбросы парниковых газов для всех стран.

Опрошенные «МК» эксперты отмечают неслучайность того факта, что ныне были отмечены исследования именно в области экономического роста. Текущая ситуация такова, что развитые экономики во главе с американской, сейчас демонстрируют неплохой рост ВВП, и в то же время в мире сложилось немало факторов, которые заставляют экономистов опасаться нового глобального кризиса. Отсюда явная неуверенность рынков в завтрашнем дне, заставляющая всех заинтересованных лиц искать подходящие рецепты на ближайшее будущее в трудах экономистов.

Вдвойне актуальны работы Ромеро и Нордхауса для России, которая хоть и вышла формально из кризиса, но никак не нащупает траекторию уверенного экономического роста, который крайне необходим стране для того, чтобы не отстать от темпов мирового развития.

Насколько помогут в реальной жизни теоретические модели, разработанные нынешними лауреатами? Лучший ответ на этот вопрос дается в комментарии самого Нобелевского комитета: «Лауреаты не дают окончательных ответов, однако результаты их исследований приблизили нас к ответу на вопрос о том, как можно достичь устойчивого глобального экономического роста».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27804 от 9 октября 2018

Заголовок в газете: Нобелевских лауреатов выбрали за рост

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру