Причем, согласно Росстату, эти спрятанных триллионов становится все больше. С начала этого года объем наличных рублей в заначках россиян увеличился почти на полтриллиона (или на 10%). А если вести отсчет с января 2017-го, то прирост заначки составил целых 28%.
Интерпретировать эти цифры, как, впрочем, и любые экономические выкладки, можно по-разному. Например, увидеть в них повод для оптимизма: дескать, накопления россиян начали серьезно расти после нескольких кризисных лет, сопровождавшихся серьезным падением доходов.
Но вряд ли рост заначки в данном случае — свидетельство финансового здоровья страны и ее граждан. Скорее, это свидетельство крайней растерянности людей, не знающих и не понимающих, что делать со своими деньгами в данный конкретный момент времени и как сохранять их завтра.
Казалось бы, за четверть века жизни в условиях рынка мы должны приспособиться к разным ситуациям, связанным со сбережением наших денег- благо, через столько кризисов прошли... Однако, нынешняя ситуация действительно нестандартная.
Например, мы привыкли, что если есть сомнения в крепости рубля, надо покупать доллары. А как быть сейчас, когда правительство чуть ли не официально объявило курс на дедолларизацию экономики? И пусть чиновники неустанно повторяют, что валютным вкладам и накоплениям населения ничего не грозит, но мы-то знаем, чем могут обернуться все эти политические кампании: новыми запретами и ограничениями. Значит, доллару больше доверия нет — по крайней мере, на территории России.
Нет в должной мере доверия и банкам: сколько их за последний год-полтора исчезло с лица земли решением ЦБ. А скольких ( и главное, каких именно) еще ждет такая участь? Естественно, об этом задумывается каждый вкладчик, прежде чем положить свои кровные на банковский счет.
Активизировать свое потребительское поведение и делать покупки в нынешних непонятных геополитических и экономических условиях люди тоже не спешат: средний чек по стране, как показывают замеры социологов, падает из месяца в месяц вот уже полгода.
Все экономические ориентиры, к которым мы привыкли за последние годы, прогнозируя свое личное финансовое поведение, оказались сбиты. Казалось бы, мы давно уже приучены к формуле: дорогая нефть означает, что в экономике все хорошо и рублю ничего не угрожает. А вот поди же ты — нефть уже к $85 за баррель подбирается, а рубль все равно колбасит с конца лета. И налицо новая глобальная угроза — международные санкции, силу удара которых — в том числе и на рубль — никто до конца оценить не может.
Даже профессиональные экономисты, финансисты и биржевые аналитики в этих новых реалиях путаются в прогнозах и рекомендациях. Что уж говорить об обычных людях, которые, пребывая в полной растерянности, не решаются ни менять свои рубли на доллары, ни вкладываться в банки, ни тратиться на более-менее значимые покупки...И остается в распоряжении среднестатистического россиянина одно-единственное - от греха подальше прятать те немногие кровные, что ему удается скопить, под матрас.
А ведь что такое 6 трлн рублей, по сути выведенных из экономического оборота? Когда был опубликован знаменитый майский указ президента РФ 2018 года, эксперты оценили его исполнение в 8 трлн. Потом цифра корректировалась, но, тем не менее, порядок ее понятен. Всероссийская заначка (да еще и с учетом скрытой долларовой составляющей), если бы эти деньги не лежали под матрасом, а работали на благо экономики, могла бы решить все масштабные задачи, стоящие перед страной - и ускоренного экономического роста, и рывка потребительского рынка, и повышение уровня доходов населения, и сокращения бедности в разы.
Однако ничего этого не случится: огромные триллионы продолжают пылиться под матрасами россиян без всякой пользы. И можно сколько угодно слушать рассуждения высокопоставленных чиновников и многомудрых экономистов о полной нерациональности такого поведения, но на практике это ничего не изменит. Факт налицо: на сегодняшний день россияне больше всего доверяют только одному сберегательному инструменту: своему матрасу. И это звучит как приговор для всей финансовой системы страны.
Читайте материал «Путин заявил, что пенсионная реформа не принесет доходов бюджету»