В соответствии с проектом, «контрольное мероприятие проводится уполномоченными представителями (служащими) Банка России в составе не менее двух человек». Эти сотрудники будут приходить в отделение банка и как обычные клиенты проводить какую-либо операцию — открывать счет, получать кредит и прочее. В случае обнаружения нарушения они должны будут объявить сотрудникам банка о проведении контрольного мероприятия, предъявить свои служебные удостоверения и решение о проведении контрольного мероприятия.
Чтобы избежать коррупционных проявлений, весь процесс «контрольной закупки» будет фиксироваться на фото или видео. Либо к проверке станут привлекать двух свидетелей, которым разъяснят, что они должны делать и возьмут с них письменное согласие. Причем, свидетелями не могут быть служащие Банка России, а также те клиенты поднадзорной организации, на основании жалобы или обращения которых проводится контрольное мероприятие.
Предусмотрен и вариант «дистанционного контрольного мероприятия» - то есть с помощью он-лайн сервисов банка. В этом случае служащие Банка России «на официальном интернет-сайте поднадзорной организации, на официальных сайтах ее посредников, а также с использованием дистанционных технологий совершают сделку, либо создают условия для совершения сделки».
Принимать решение о контрольном мероприятии будет либо непосредственно председатель Банка России, либо его заместители.
Руководитель банковской секции Финпотребсоюза Михаил Беляев считает, что новация ЦБ России позволит сделать банки более клиентоориентированными и прекратить практику навязывания лишних услуг, типа ненужной страховки к кредиту:
- С помощью этого механизма оценивается не устойчивость банка, не его финансовое состояние, а лояльность к клиенту. То есть как с вами поговорили, как обслужили, не обманули ли, что, извините, впарили... Кстати, больше всего жалоб на обслуживание поступает от людей с ограниченными возможностями. Сама идея «тайного покупателя» в банках обсуждается уже около двух лет. Она позволит надзорному органу пойти в банк и понять, что там происходит. Потому что банки, конечно, представляют себя белыми и пушистыми, мол клиенты зря наговаривают. А клиенты, наоборот, — мол, в банке одни грубияны и хамы. Если банки будут знать, что есть такой метод «тайного покупателя», они попросят своих сотрудников почеловечней обращаться с клиентами.
Читайте также: "ЦБ раскрыл сроки перехода на новую систему накопительной пенсии"