По словам Трампа, США не рассматривают возможность введения санкций в отношении компаний, инвестирующих в строительство «Северного потока - 2». Характерно, что свое заявление глава Белого Дома сделал накануне встречи с президентом Польши Анджеем Дудой, страна которого является последовательным противником нового российского газопровода. Судя по всему, на состоявшихся переговорах польскому лидеру не удалось убедить Трампа изменить свое мнение. Хотя по итогам встречи американский президент отметил, что ни одна страна не должна зависеть от одного поставщика энергоресурсов, намекая на Россию, к теме санкций он не возвращался.
Любопытно, что неделю назад, 13 сентября, в Москву приезжал министр энергетики США Рик Перри для встречи со своим российским коллегой Александром Новаком и первым вице-премьером, министром финансов Антоном Силуановым. По итогам переговоров Перри категорично заявил, что США планируют ввести новые санкции в отношении газопровода. «Мы выступаем против «Северного потока - 2», который будет означать две трети импорта Европы, создавая уязвимость», — подчеркнул тогда американский министр.
Санкциями, о которых говорил Перри, Вашингтон грозит европейским инвесторам газопровода с начала этого года. Среди прочего, американцы обещали исключить партнеров «Газпрома» из международного платежного оборота. Кроме того, в Конгресс США был внесен законопроект, который предполагает покупку членами НАТО преимущественно сжиженного газа из США. В документе декларировалось, что российская энергостратегия наносит вред европейскому рынку. Избежать такого расклада можно исключительно за счет закупки энергоресурсов у союзников, то есть у США. Угрозы попали в цель — германский энергоконцерн Uniper поспешил заявить о возможном выходе из проекта.
Впрочем, большинство стран Европы поддерживают проект. «Полученные разрешения на строительство в трех европейских странах покрывают до 90% маршрута. К укладке трубопровода уже приступили в Финляндии и Германии. По итогам 2017 года объем западных инвестиций в «Северный поток - 2» составили 1,5 млрд евро. Сомнительно, что европейские компании решат разорвать отношения с Россией по этому проекту. Напротив, Европа старается укрепить сотрудничество с «Газпромом». Например, в июне австрийская OMV продлила контракт на поставку российского топлива до 2040 года», — отмечает старший аналитик БКС «Капитал» Сергей Суверов.
По мнению экспертов, последнее заявление Трампа свидетельствует: Вашингтон осознал, что опоздал с объявлением возможных санкций европейским компаниям, участвующим в реализации «Северного потока — 2». Вводить такие ограничения стоило два-три года назад, когда проект еще только согласовывался между «Газпромом» и Европой.
По словам партнера консалтинговой компании Rusenergy Михаила Крутихина, закон о санкциях, принятый в итоге Белым домом, разрешает их действие только при согласии европейских стран, и, в первую очередь, с Германии. Однако Берлин выступает категорически против подобных санкций, поскольку переориентация на американское топливо приведет к дополнительным расходам и возможным перебоям с поставками», — отмечает Крутихин.
По словам эксперта, сейчас на пути строительства газопровода существует только одно препятствие — Дания, которая еще не одобрила укладку трубы в своих территориальных водах. Впрочем, эта преграда вполне преодолима. Как заявил в начале августа член совета директоров OMV Манфред Ляйтнер, компания которого является одним из инвесторов проекта, уже разработан альтернативный маршрут, который не затрагивает датскую территорию.