В частности, на полях ВЭФ-2018 подписано соглашение о сотрудничестве с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) в области разведки и добычи углеводородов в Российской Федерации. По условиям соглашения CNPC получает возможность приобрести миноритарные доли в крупных нефтегазовых проектах «Роснефти», расположенных, в том числе, в Восточной и Западной Сибири. Компании также договорились рассмотреть возможность участия CNPC в оказании сервисных услуг для данных месторождений в области геологоразведки, разработки и добычи углеводородов. В «Роснефти» отметили, что реализация совместных проектов с китайским партнером станет новой вехой в интегральном сотрудничестве между двумя крупнейшими энергетическими корпорациями России и Китая, а также внесет вклад в решение стратегических задач, поставленных лидерами двух стран.
Вместе с тем, «Роснефть» заключила соглашение о сотрудничестве с китайской компанией Beijing Gas, которое закрепляет основные условия создания совместного предприятия (СП) по строительству и эксплуатации в России сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). По условиям пописанного документа компании планируют построить в России более 160 автомобильных газовых станций. Кроме того, стороны обсуждают возможность использования на этих станциях сжиженного природного газа (СПГ) в качестве газомоторного топлива.
«Создание сети заправочных станций для автомобилей, работающих на газомоторном топливе, является важным вкладом в улучшение экологической ситуации в стране, соответствует Стратегии «Роснефть2022» и поручению Президента РФ о необходимости развития этого направления. Мы рассчитываем, что опыт Beijing Gas по строительству и эксплуатации АГНКС на конкурентном рынке Китая поможет в реализации подобного проекта в России. Кроме того, подписанное сегодня Соглашение позволит нам углубить стратегическое партнерство с Beijing Gas», — сказал глава «Роснефти» Игорь Сечин. Напомним, в мае этого года президент РФ Владимир Путин поручил правительству заняться развитием в России газозаправочной сети, а также изучить вопрос о разработке схем территориального размещения заправочных станций и газопроводной инфраструктуры по каждому региону страны.
Привлечение партнеров к совместной реализации проектов в России является одним из стратегических приоритетов «Роснефти», отмечают в компании. Такой подход позволяет не только существенно повысить эффективность проектов, но и получить доступ к новым знаниям и технологиям, а также разделить с партнерами геологические и финансовые риски. «Интегральный подход отражает мировую тенденцию к кооперации при реализации крупных нефтегазовых проектов, минимизирует риски участников, гарантируя им получение прибыли по всей производственной цепочке», — подчеркивают в «Роснефти». Сотрудничество с Beijing Gas — один из примеров успешного интегрального партнерства, которое длится на протяжении нескольких лет. Так, в конце 2016 года китайская компания выкупила у «Роснефти» 20% «Верхнечонскнефтегаза». А в прошлом году «Роснефть» подписала с Beijing Gas соглашение о сотрудничестве в газовом бизнесе.
Beijing Gas входит в группу компаний Beijing Enterprises Group Limited и является ведущей частной компанией в области поставки природного газа, строительства газовой инфраструктуры и электрогенерации в Пекинском регионе и других северо-восточных регионов страны. Компания уже сейчас активно наращивает газовый портфель (во многом, за счет импорта СПГ) и стремится достигнуть поставленных правительством показателей в области потребления газа: к 2020 году она должна обеспечить поставки в объеме 20 млрд куб. метров.
Еще одним примером интегрального сотрудничества «Роснефти» и китайских партнеров является «Удмурнефть» — совместное предприятие с компанией из КНР Sinopec. Через год, после того как китайская компания вошла в его капитал, предприятие нарастило добычу и вышло на уровень 6,4 млн тонн нефти в год, это после 20 лет снижения производственных показателей. Спустя 10 лет «Удмуртнефть» продолжает наращивать показатели: за это время уровень добычи составил более 6 млн тонн в год, что обеспечило накопленную добычу в объеме около 75 млн тонн. Сегодня эта компания — крупнейший производитель углеводородов Удмуртской республики. Чистая прибыль «Удмуртнефти» по итогам 2017 года составила более 18 млрд рублей.
В свою очередь, Россия занимает лидирующее место среди экспортеров нефти в Китай. В рамках долгосрочных контрактов «Роснефть» уже осуществила поставку более 186 млн тонн нефти на сумму около 95 млрд долларов. В 2017 году «Роснефть» поставила в Китай почти 40 млн тонн нефти или 9% всего импорта нефтяного сырья в КНР. Учитывая географическое положение, РФ — единственное государство, способное предложить китайским потребителям стабильные и гарантированные поставки углеводородов. Вместе с тем российская компания является также одним из лидеров поставок нефтепродуктов в Китай, с 2009 по 2017 годы она поставила около 33 млн тонн нефтепродуктов на сумму более 20 млрд долларов. К слову, «Роснефть» была первой российской компанией, подписавшей долгосрочные контракты с китайской стороной, в том числе контракт с CNPC на поставку 325 млн тонн нефти, который эксперты в свое время назвали «сделкой века».
Поставки российской нефти в Китай — пример масштабного инфраструктурного проекта, который соответствует принципам, заложенным в инициативе КНР «Один пояс, один путь» и предложению президента РФ Владимира Путина выстраивать евразийское партнерство на основе «широкого интеграционного контура». В этом смысле долгосрочные контракты на поставку нефти играют крайне важную роль: создаются энергетические артерии континента, а любой энергомост это не только поставки энергоресурсов, но и движение капитала и развитие партнерских связей.
При этом сотрудничество «Роснефти» с китайскими партнерами охватывает все сегменты бизнеса: от добычи до переработки углеводородов, нефтехимии и судостроения. В последней отрасли примером взаимовыгодного сотрудничества можно назвать контракты на поставку уникального оборудования для судостроительного комплекса «Звезда». Поскольку компании из КНР входят в число лидеров отрасли, партнерство с ними будет способствовать решению задачи по созданию одной из ведущих судоверфей в мире. В прошлом году на «Звезде» с помощью китайского подрядчика — компании China Heavy Industry Corporation Nantong, которая считается одним из мировых лидеров в производстве и поставке кранового оборудования крупнейшим судостроительным верфям, смонтировали уникальный кран «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн и шесть кранов меньшего размера. К 2019 году на производственную площадку судоверфи будет доставлен еще один кран «Голиаф», производство которого сейчас идет полным ходом. Кроме того, в июле этого года с верфи в Циндао в рамках реализации контракта с China Shipbuilding Industry Corporation (CSIC) и Qingdao Beihai Shipbuilding Heavy Industry Co., Ltd. (BSIC) к причалу «Звезды» был доставлен транспортно-передаточный док (один из крупнейших в мире) грузоподъемностью 40 тыс. тонн. Благодаря уникальным спусковым и гидротехническим сооружениям, таким как тяжелый достроечный стапель и сухой док, на верфи сможет применяться метод крупноблочного судостроения, а значит, будет производиться принципиально новая линейка судов. Технология крупносекционной сборки позволяет одновременно строить на верфи и спускать на воду несколько судов и объектов морской техники массой до 40 тыс. тонн. Установленное на «Звезде» уникальное оборудование позволит создать конкурентоспособную современную верфь, которая сможет со временем удовлетворить спрос, существующий на российском рынке морских перевозок и буровой техники, необходимой для работы на шельфе. Таким образом, формируется мощный судостроительный кластер в стратегически важном регионе, близком к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Восточный экономический форум — одна из традиционных площадок для заключения договоренностей России и Китая, но еще больше расширить взаимосвязи с Поднебесной должен Российско-Китайский энергетический бизнес-форум, который пройдет в Пекине в ноябре этого года. Главная его цель — активизировать двустороннее сотрудничество на уровне предприятий и компаний и выйти на новые масштабные проекты в энергетике. На форум приглашены 44 российские компании, среди них не только энергетические холдинги, но и крупнейшие банки, машиностроительные, транспортные и инжиниринговые корпорации. С китайской стороны в форуме ожидается участие как минимум 35 компаний.