Глава госбанка ВТБ Андрей Костин заявил на Восточном экономическом форуме, что с новыми санкциями США российский банковский сектор непременно справится. По словам банкира, помочь должны правительство и Центробанк РФ. Костин поспешил заверить россиян, что у госбанков разработан ряд мер, которые позволят защитить вкладчиков, и обронил такую фразу: «Я убежден, что клиенты всех банков смогут получить назад свои деньги. Как это будет сделано, в какой валюте — это уже другой вопрос».
Подобные заявления про «другой вопрос» наверняка заставят многих вкладчиков задуматься: а не пора ли бежать забирать свои доллары из банков? Еще слишком свежи воспоминая о дефолте, который подорвал доверие к финансовым организациям и правительству, вечно обещающему помочь, а потом умывающему руки. Кстати, тогда, в 1998 году, банки пошли на подобный шаг: превратили валютные депозиты в рублевые, и вместо 6 рублей «зеленый» стал стоить 30.
В то же время Костин добавил, что долларов сейчас у банков много, если народ побежит их снимать, то «мы всем отдадим». Другой вариант — госбанки продадут валютные депозиты частным банкам, не попадающим под санкции, или, на худой конец, долларовые вклады выплатят в рублях по текущему курсу. При этом глава ВТБ призвал вообще избавляться от расчетов в «баксах» и привел в пример Турцию, президент которой является ярым сторонником расчетов в нацвалюте. Мол, негоже такой зависимостью от «зеленых» потворствовать Америке, которая использует доллар как политическое оружие. Он поддержал и министра экономики Максима Орешкина, который призвал россиян скупать рубль, несмотря на то, что курс «деревянного» падает на глазах. «Я ним согласен, есть причины, которые будут способствовать росту рубля», - заразился оптимизмом министра глава ВТБ.
«Экономика родная расцветет, И наш рубль очень сильно подрастет, Но не верю я тому, что говорят», - спели на известный мотив отечественные юмористы. А вот что советуют независимые эксперты россиянам, которые хотят спасти свои деньги. Профессор Чикагского университета Константин Сонин написал на своей странице в Facebook пост о том, что бы он делал, имея валютный вклад в российском банке. По его словам, надежность валютного вклада банка зависит от надежности самого банка. Однако, если есть хоть небольшая опасность того, что валютные вклады будут принудительно превращены в рублевые (о чем и говорил глава ВТБ), то есть вероятность, что возврат будет происходить не по текущему курсу, соответственно, потери будут существенные. Владельцам крупных вкладов Сонин рекомендует снять треть или половину и положить в банковскую ячейку: издержки в этом случае будут, но минимальные — примерно 3% (проценты+долларовая инфляция), зато деньги будут застрахованы, если, конечно, власти вдруг не решат изымать ячейки у населения. При этом вероятность сценария конвертации долларов в рубли экономист оценивает в 5-10%, а риск изъятия ячеек — всего в 1%.
Руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов, в свою очередь, напоминает, что валютные депозиты в российских банках с точки зрения доходности — не самая прибыльная инвестиция: по рублевым вкладам ставки гораздо выше. «У нашего населения общее презрение к национальным активам и валюте выросло в национальную идею», - замечает эксперт.
На самом деле для паники пока поводов нет. Ограничения для банков не будут означать запрет на оборот доллара внутри России. «Чего точно не стоит делать сейчас — это бежать закрывать долларовые счета в своем банке. США не смогут их заблокировать, поскольку они открыты не в их юрисдикции. Они также не смогут ограничить хождение валюты внутри страны, валютно-обменные операции с долларом в российских обменных пунктах, успокаивает руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Екатерина Туманова, - Даже если население устремится массово снимать доллары, и их на всех не хватит, банки смогут предложить не только рублевые альтернативы, а выдачу наличных в евро, швейцарских франках или других валютах. Возможно, условия будут даже выгоднее».
Читайте материал: "До нового финансового кризиса осталось два года"