Специфика МФФ такова, что здесь обсуждают больше то, что каждого из нас касается не напрямую, а опосредованно. Пример - налог на добавленную стоимость, о котором все заговорили, когда его решили повысить. Но мало кто помнит, что четыре года назад президент Владимир Путин ввел мораторий на изменение налоговой нагрузки в стране до 2018 года.
НДС повысят с 2019-го, при этом власть уже пообещала, что на ближайшие шесть лет налоги трогать не будет. Это подтвердил премьер Дмитрий Медведев, выступая на пленарном заседании форума. «Сейчас фискальная нагрузка в России соответствует тому уровню, который существует в странах ОЭСР. Этот уровень сохранится в ближайшие шесть лет. Фактически мы продлеваем мораторий и не планируем ничего изменять», — сказал председатель правительства.
А буквально за пару часов до выступления Медведева, на сессии «Налоговая реформа. Завершить или остановить?» один из его подчиненных, замминистра финансов Илья Трунин заявил об обратном. «Когда мы говорим о стабильности налоговой системы, как бы нам не хотелось все зафиксировать и заняться другими делами, мы говорим лишь о таких вещах, как налоговая нагрузка, базовые параметры налогообложения. Но все равно какие-то существенные запланированные изменения в налоговую систему мы будем вносить в ближайшее время.
Говорить о том, что законодательство не будет меняться — это иллюзия. Мы будем работать над ошибками, и наша задача сделать и обеспечить сбалансированность бюджетной системы», — подчеркнул он.
На сессии присутствовали представители бизнеса (а для предпринимателей тема налогов самая щепетильная), у которых спросили: чего они хотят от налоговой системы. Большинство ответов сводилось к тому, что бизнесу (да и всей стране) нужна не стабильность налоговой системы, а предсказуемость. О какой предсказуемости можно говорить, если председатель правительства и член правительства в один день противоречат друг другу?
А еще на форуме много шутили. Министр экономического развития Максим Орешкин, например, пошутил про рубль. Он сравнил нацвалюту с Брежневым из анекдота: Леонид Ильич бежал марафон, и ему сказали, что его соперник пришел крайним с конца, а Брежнев занял призовое место.
«Так же и рубль — пятый с конца из шести валют», — сыронизировал Орешкин, но при этом оптимистично заявил, что долгосрочных причин для серьезного ослабления рубля нет. Мол, «деревянному» придется туго в ближайшие 12 месяцев, а потом все стабилизируется. По прогнозу МЭР, курс рубля на уровне 63–64 за доллар вернется в 2019 году.
Министр даже назвал валюты, которые наш рубль «обогнал»: турецкая лира, колумбийский песо и бразильский реал. В целом, по его мнению, наша экономика — тоже далеко не аутсайдер. Больше проблем у Аргентины, ЮАР, Бразилии — стран, где были совершены серьезные макроэкономические ошибки, добавил Орешкин, в очередной раз продемонстрировав способность умело выставлять российскую экономику в выгодном свете.
Не пугают министра-оптимиста и санкции: по его словам, «санкционная история уверенности не добавляет, негативно влияет на инвестиционную динамику и в целом на настроения, добавляет волатильности, но кардинально ситуацию не меняет». А все благодаря тому, что в России сложилась устойчивая макроэкономическая ситуация, убежден Орешкин. Поэтому его министерство лишь на одну десятую понизило прогноз по росту ВВП на два года: до 1,8% и 1,3% в 2018 и 2019 годах, соответственно. Без лупы и не заметишь!
В одну дуду с Орешкиным дудит и первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, который тоже отчитался об экономических успехах, правда, упомянул, что они пока весьма скромны. И в его речи не обошлось без шуток. Приняв от Медведева на пленарке поздравления с грядущим Днем финансиста (8 сентября), он заявил, что этот праздник поистине всенародный, ведь с финансами имеют дело все. «Может, сделать его выходным?» — подкинул мысль премьеру Силуанов. А что, здравая идея. Если вдруг окажется, что с финансовой ситуацией в России все-таки не все так хорошо, как рассказали спикеры, хоть подсластят пилюлю народу.