Ради спасения рубля Центробанк намекнул на повышение ключевой ставки

Последний рубеж "деревянного"

Глава Банка России Эльвира Набиуллина сообщила о том, что появились факторы в пользу повышения ключевой ставки на ближайшем заседании совета директоров ЦБ, намеченном на 14 сентября. Это в общем-то аккуратное заявление вызвало бурную реакцию финансовых аналитиков и стало своеобразной мини-сенсацией на рынках. За ним углядели конкретный намек на то, что Центробанк готов резко, на 180 градусов, развернуть ту монетарную политику, которой он придерживался все последние годы: от смягчения перейти к ужесточению.

Последний рубеж "деревянного"

Напомним, что в середине декабря 2014 года на фоне катастрофического обвала рубля ЦБ задрал свою ключевую ставку до 17%, сделав тем самым российские деньги дорогим активом. Это моментально охладило полыхавший пожаром рынок и ввело движение валютного курса в более или менее разумные рамки. Тогда даже далекие от финансового мира люди поняли: ключевая ставка — весьма действенное орудие в руках ЦБ, с помощью которого он может влиять на курс национальной валюты.

Так вот, все последующие годы Банк России менял ставку только в одном направлении — в сторону понижения. В этом году, в частности, он опускал ее дважды, доведя до 7,25%. Следствием такой политики ЦБ стал потребительский бум в стране, ведь банковские кредиты, в том числе и ипотечные, за последние годы заметно подешевели вслед за ключевой ставкой. Да и экономике, как принято считать, сподручнее расти при низкой ставке.

Еще летом подавляющее большинство экспертов было уверено в том, что политика смягчения со стороны Банка России продолжится, по крайней мере до конца года. Ведь обычно ключевую ставку мерят по инфляции, а она сейчас в России составляет, если верить Росстату, 3% в годовом выражении. То есть ключевую ставку можно понизить еще в два раза, а она все равно останется значительно выше инфляции.

Но, похоже, в благостную официальную статистику не верит даже ЦБ. На днях он сообщил о том, что, согласно свежим соцопросам, инфляционные ожидания населения, то есть субъективные ощущения людей от того, как меняются цены, выросли до 9,9%. А это уже не в разы ниже, а заметно выше действующего уровня ключевой ставки. Да и как людям не чувствовать инфляцию, если стоимость бензина повышается, несмотря на все старания правительства ее сдержать, а впереди еще тотальный подъем цен на все товары и услуги из-за роста НДС на 2% в 2019 году. Причем многие предприниматели начали закладывать этот рост в цену своих товаров уже сейчас, чтобы заранее «отбить» будущие расходы.

Но главный фактор, который заставляет ЦБ развернуть свою политику, — резкое ослабление рубля. То, что происходит с рублем в последние недели, это, конечно, не обвал из декабря 2014-го, но тоже приятного мало. Еще месяц назад доллар стоил 62 рубля с копейками, а евро — 73. С тех пор национальная валюта понизилась почти на 10%, и уже актуальны новые уровни: доллар по 70 и евро по 80.

Но и эти рубежи — отнюдь не предел для возможного падения рубля, предупреждают эксперты. Ведь главную угрозу курсу российской нацвалюты несут неблагоприятные геополитические факторы. Против рубля играют, во-первых, непрекращающиеся торговые войны. Развязала их Америка, но вовлеченной оказалась и Россия. Во-вторых, общая тенденция ослабления валют развивающихся стран: турецкой лиры, аргентинского песо, бразильского реала. На этой же волне дрейфует и рубль. В-третьих, обострение ситуации в Сирии, ведь наша страна активный участник происходящих в этой «горячей точке» событий.

Ну а главная международная угроза рублю — это санкции против нашей страны, которые в ближайшие два месяца должен принять Вашингтон. Самые опасные антироссийские меры — финансовые, ставящие запрет на долларовые операции госбанков и ограничивающие доступ к долговым бумагам РФ. Если эти угрозы реализуются хотя бы частично, для инвесторов прозвучит дополнительный сигнал к бегству из рублевых активов, а значит, и курс «деревянного» покатится вниз с новой силой.

Самое печальное для российской национальной валюты то, что ее не в состоянии поддержать даже дорогая нефть. За последний год баррель подорожал в полтора раза, добравшись до весьма высокого рубежа — $77. Но — на нашу беду — за это время рубль на бирже совсем «отвязался» от нефти и почти не реагирует на колебания барреля. А других хороших новостей, которые могли бы укрепить нацвалюту, российская экономика, увы, не поставляет: темпы ее роста замедляются, зато капитал бежит из страны ударными темпами.

Вот и получается, что в распоряжении денежных властей остался один-единственный инструмент, с помощью которого они еще могут хоть как-то затормозить непрерывное падение рубля, грозящее в любой момент превратиться в бесконтрольный обвал. Это подъем ключевой ставки. Скорее всего, этот инструмент и будет задействован советом директоров Центробанка 14 сентября. А все остальные факторы — неизбежное подорожание кредитов, замедление темпов экономического роста — уходят на второй план. Ведь если рубль обвалится, это будет означать новый полномасштабный экономический кризис для страны, которая едва зализала раны от коллапса 2014 года. Нового подобного удара отечественная экономика может уже не пережить.

Читайте материал: "МЭР сделал ставку на рубль: «деревянный» взлетит через год"

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27776 от 6 сентября 2018

Заголовок в газете: Последний рубеж рубля

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру